Представители СМИ и другой саратовской общественности расценивают действия властей как ограничение свободного доступа горожан к информации и предсказывают ряд негативных последствий для медиарынка города: спад газетных тиражей, объемов полиграфических услуг, сокращение рабочих мест, сужение информационного пространства для жителей.
Ликвидация киосков "Роспечати" в Саратове началась с декабря прошлого года, на сегодняшний день из 135 киосков снесены 35. Пострадала и компания "Пресс-лайн", лишившаяся 14 киосков. По словам Марата Верника, генерального директора ОАО "Роспечать", процесс сноса сопровождался массой нарушений: киоски зачастую вывозили ночью, без решения суда и присутствия приставов, подчас вместе с находящимся внутри товаром, многие сильно повреждены. А ведь договоры аренды на землю под некоторыми торговыми точками заключены с муниципалитетом до 2023 года. Правда, на некоторые снесенные киоски у "Роспечати" не было договоров аренды. Но, по словам Верника, документы на заключение договоров были переданы в органы муниципальной власти, где рассматривались в течение практически двух лет (тогда как сроки согласований-две недели), да так и не были согласованы. В конце прошлого года городские власти объявили эти точки торговли несанкционированными и начали их зачистку вместе с прочими ларьками, лотками и павильонами.
В ответе на запрос "Эксперта" замглавы администрации города по экономике Татьяна Антонова отметила, что представители Ассоциации распространителей сами признают: подход к распространению печати нужно менять. "Российские киоски, - считает она, - должны быть модернизированы в соответствии с требованиями и вызовами нашего времени и уже в обозримом будущем превратиться в мультимедийные центры: в них должна работать связь Wi-Fi, перечень продукции составлять от 500 наименований. Это должен быть цивилизованный мини-магазин". С этим утверждением трудно спорить, но невозможно не принять во внимание тот факт, что превращение киосков печати в подобные центры - дело отдаленного будущего. И в любом случае подобный магазин не заменит газетного киоска на остановке, где пресса покупается спонтанно, по дороге из дома на работу и т. д. Эти два формата торговли печатной продукцией практически не конкурируют между собой, скорее, взаимно дополняют друг друга. "Анализ продаж в стационарных точках-в супермаркетах, в специализированных магазинах - показывает, что там покупают в основном ежемесячные или еженедельные издания, какую-то специальную, профессиональную прессу, -говорит Вячеслав Керов, руководитель НП "Союзпечать".-За утренней ежедневной газетой читатель в магазин не пойдет, и если у него на пути не будет киоска, где он сможет такую газету купить, значит, он не купит ее вообще".
Сокращение в Саратове сети киосков на четверть сокращает практически на ту же четверть и объем продаж прессы. И это обстоятельство очень волнует саратовских издателей. Главные редакторы ведущих периодических изданий города ("Комсомольская правда - Саратов", "АиФ в Саратове", "Новые времена", "Репортер", "Саратовская областная газета", "Резонанс" и др.) написали открытое письмо главе Саратова Олегу Грищенко, в котором выразили озабоченность ситуацией. ""Роспечать" распространяет 800 наименований изданий общим разовым тиражом 2,2 миллиона экземпляров, в том числе 91 региональное издание разовым тиражом 300 тысяч экземпляров,-говорится в письме. - После "урезания" сети объемы продаж сократятся как минимум на четверть. Рентабельность предприятия резко снизится, 200 работников сети ждет увольнение... Подсчитано: с исчезновением этих киосков лишатся возможности свободно приобретать печатные СМИ не менее 20 тысяч жителей Саратова". В течение нескольких дней "Роспечать" собрала в своих "приговоренных" киосках 4 тыс. подписей от читателей, выступающих против сноса. Сегодня противников уже 8 тыс. Тем не менее городские власти продолжают упорствовать, утверждая, что "схема размещения нестационарных торговых объектов формируется с учетом потребности населения в таких объектах торговли" (цитата из официального письма месячной давности Александра Буренина, замглавы администрации по градостроительству и архитектуре). Каким образом выявлялись потребности населения и почему потребности конкретных, поименованных восьми тысяч человек не принимаются во внимание - непонятно.
Кстати, по статистике, число точек, торгующих прессой в Европе, гораздо выше российских показателей: в развитых странах работает в среднем одна точка на тысячу человек (см. график).
Если стремиться к таким результатам, то Саратову нужно как минимум вдвое нарастить количество киосков, а никак не сокращать. В последнее время во многих российских городах проходит активная кампания по "очищению" городских улиц от засилья различных ларьков, лотков и павильонов. Но, к примеру, в Москве и Санкт-Петербурге киоски печати отделили от прочей нестационарной застройки и в конце концов оставили на привычных для местных жителей местах. Все-таки газета и шаурма - это разные товары, и подходить к ним с одной меркой нельзя.
Наталья Литвинова
Источник: Эксперт