Столичные власти в который раз сетуют на то, что Москве не хватает торговых объектов, приводя при этом цифры, согласно которым столица значительно отстает по этому показателю от городов Европы. Руководство города подчеркивает, что эта проблема стоит весьма остро, и ее решение не будет откладываться в долгий ящик. Тем временем сами москвичи считают, что обратить внимание нужно скорее не на количество магазинов, а на их качество.
Во вторник главный архитектор Москвы Александр Кузьмин на заседании комиссии столичного правительства по вопросам потребительского рынка заявил, что торговлю в Москве необходимо развивать. Он сообщил, что число торговых объектов в городе составляет 65–70% от европейских показателей. По его мнению, властям следует принять меры по развитию торговли в столице, в частности, по расширению сети магазинов шаговой доступности, «потому что людям удобно покупать товары, просто выходя из дома, а не по дороге на работу». В то же время он отметил, что необходимо уделить внимание транспортной доступности магазинов.
В свою очередь глава столичного департамента торговли и услуг Михаил Орлов обратил внимание на то, что 82 района города имеют обеспеченность торговыми площадями ниже минимальной, которая сейчас составляет 709 кв. м на 1 тысячу жителей.
В том, что в Москве наблюдается острая нехватка объектов торговли уверен и Владимир Ефимов, руководитель департамента земельных ресурсов Москвы. В интервью «Российской газете», опубликованном во вторник, отвечая на вопрос, не кажется ли ему, что в столице слишком много торговых точек и при этом не хватает объектов инфраструктуры, таких, как бассейны, театры, стадионы, он ответил следующее: «Если говорить про торговлю, может, и кажется, что ее много, но на самом деле с точки зрения европейских мерок, мы сильно отстаем».
По словам Ефимова, если взять количество квадратных метров торговых площадей на душу населения в Москве, то окажется, что этот показатель практически в два раза ниже, чем в европейских странах. «В тех же торговых центрах, которые кажутся большими на первый взгляд, попробуй, протолкнись накануне праздников или в выходные дни. Не подъедешь, не припаркуешься и не уедешь спокойно. Значит, определенный дефицит торговых площадей в столице есть. Да и цены по многим потребительским позициям в Москве выше, чем в Европе, хотя и ниже, чем в других российских городах в силу развитой конкуренции», — пояснил руководитель департамента земельных ресурсов Москвы.
Ранее о проблеме недостаточного количества торговых точек говорил и мэр Москвы Сергей Собянин. В числе мер, направленных на увеличение торговых площадей, он называл проведение торгов на право 10-летней аренды принадлежащих городу нежилых помещений для размещения в них торговых точек. Объекты были презентованы в январе 2012 года. Ожидается, что аукционы пройдут во второй половине февраля на Единой торговой площадке в московском департаменте по конкурентной политике.
Кстати, среди доводов, которыми Собянин объяснял необходимость увеличения числа торговых площадей в городе, также фигурировали некие среднеевропейские показатели: «По количеству торговых площадей на душу населения Москва значительно отстает от своих европейских коллег».
По словам мэра, необходимо не только соблюдать московский норматив обеспеченности торговыми площадями в 700 квадратных метров на тысячу жителей, но и выходить на более высокий уровень.
Нельзя не отметить, что модернизация столичной торговой системы под руководством Сергея Собянина уже приводила к неожиданным результатам: после того, как мэр раскритиковал организацию в городе мелкорозничной торговли и поручил сделать ее «цивилизованной», в Москве началась массовая ликвидация палаток. Впоследствии эта «акция» была приостановлена. 1 февраля 2011 года был опубликован проект новой схемы размещения объектов мелкорозничной торговли.
Спрос превысил предложение
Между тем, согласно результатам итогового исследования по рынку торговли Москвы за 2011 год, проведенного специалистами компании Astera в альянсе с BNP Paribas Real Estate, при стабильном уровне спроса на торговые площади уровень вакантности достиг практически нулевых показателей.
В сложившихся обстоятельствах собственники сконцентрировались на повышении эффективности существующих объектов, а не на расширении сетей. Был задействован такой инструмент работы с арендаторами, как процент от оборота.
Помимо этого, ограничения на строительство торговых объектов в центре города и низкий объем ввода новых объектов в эксплуатацию заставляют активно развивающиеся розничные сети обращаться к сегменту street retail. Но, учитывая ограниченный объем существующего фонда помещений этого формата, на рынке возникла серьезная конкуренция за наиболее привлекательные торговые площадки.
Это находит отражение и в арендной политике их собственников: в процессе формирования арендных ставок на торговые помещения формата street retail наметились две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, происходит снижение ставок аренды (до 10%) на переоцененные объекты с длительными сроками экспонирования. С другой стороны, наблюдается повышение ставок аренды (до 25%) на ликвидные помещения по окончании сроков договоров и при смене арендатора на ключевых торговых улицах.
Стоит отметить, что в 2010 году объем ввода на рынок новых объектов торговой недвижимости оказался рекордным (общая площадь нового предложения превысила 1 млн кв. метров). А вот в 2011 году даже плановые показатели не были выполнены (за год введено 349 тысяч кв. метров). Таким образом, эксперты отмечают, что именно ручное регулирование столичных властей в виде ограничений на строительство могло способствовать ухудшению статистических показателей, согласно которым «торговых» квадратных метров на душу населения становится меньше.
Исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский в интервью BFM.ru отметил, что в Москве достаточно велика доля гипермаркетов. «В этом отношении мы сильно отличаемся от Европы, где очень много маленьких магазинов. У нас же преобладают гипермаркеты, когда на какой-то части города стоит гигантский магазин, но при этом он обслуживает определенную площадь вокруг себя».
По словам Белоновского, московские власти в ближайшее время планируют различными способами стимулировать открытие новых магазинов и появление новых торговых площадей в городе. «Это сделает жизнь горожан более комфортной, поскольку сейчас в Москве неравномерное распределение торговых объектов по городу», — пояснил он.
Количество, не перерастающее в качество
Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru специально для BFM.ru провел опрос с целью выяснить у москвичей, каких магазинов им больше всего не хватает в городе. Ответы респондентов распределились следующим образом (предоставлялась возможность указать несколько вариантов ответа):
Таким образом, результаты опроса свидетельствуют о том, что почти половину жителей столицы устраивает нынешняя ситуация с количеством торговых объектов: «В Москве хватает почти всего. Другое дело — качество этого всего…»; «Многие, например, на площади Киевского вокзала, нужно снести»; «Магазинов много. Мало ярмарок выходного дня. Неплохо было бы открыть новый «блошиный» рынок в пределах Москвы».
Среди ответов респондентов, уточнявших, каких именно им не хватает магазинов, чаще всего назывались хозяйственные и книжные. Но есть и другие пожелания: «Не хватает магазинов женской одежды больших размеров»; «Не хватает магазинов с ассортиментной матрицей, мерчендайзингом…».
Кстати, есть и те, кому не хватает в городе круглосуточных магазинов, хотя, тот, кто бывал в Европе, знает, что по этому показателю Москва заметно опережает Старый свет. Зачастую на то, чтобы найти работающий, например, продуктовый магазин или палатку после 6–7 вечера в выходные дни в Вене, Праге или, скажем, Берлине, может понадобиться очень много времени. Не исключено, что поиски и вовсе не увенчаются успехом.
Стоит отметить, что многие респонденты отметили, что предпочтительней было бы заниматься не увеличением числа магазинов, а соблюдением контроля за их качеством: «Не хватает маленьких частных магазинчиков шаговой доступности, как в Европе, чтобы там продавали свежие вкусные здоровые продукты собственного приготовления и по честным ценам, а не европейским»; «Не хватает честных магазинов — с качественным товаром и доступными ценами. Нам «скармливают» европейские и мировые пищевые отходы — по качеству, причем скармливают по цене часто выше общеевропейской».
Источник: BFM.ru