Пресса в московском метрополитене

Столичное метро сегодня – это 185 станций. Число пассажиров подземки в сутки достигает 9 млн. человек.В 2011 году сегмент «Дистрибуция прессы в московском метрополитене» составлял около 5,5% рынка прессы Москвы (по количеству торговых точек).

Почти на каждой станции метрополитена работает 1-2 торговые точки прессы. Общее количество торговых точек по разным источникам  - от 289-329.  На территории метрополитена также размещено 804 газетных автомата. 

Торговые модули  прессы расположены в подземных переходах/ входах в метро или в холлах станциях метро, где производится продажа проездных билетов. Формат торговых точек в метро - это преимущественно киоски и лотки. На территории метрополитена нет современных объектов  формата минимаркета с открытым доступом к изданиям.

Занимаются распространением прессы на территории метрополитена 12 компаний и несколько десятков индивидуальных предпринимателей, которые имеют более  30%  точек (около 100) от общего количества. По экспертным оценкам, в 90% случаев точки арендованы у метрополитена и сданы в субаренду третьим лицам.

 

Ведущим дистрибутором в метрополитене на протяжении последних 10 лет остается ООО «Агентство «Метропресс», которое работает на рынке более 15 лет и входит в состав крупного холдинга «Наша пресса». В настоящее  время агентство контролирует около 25% сегмента (по количеству торговых точек).  20% торговых точек агентства расположены на центральных станциях метрополитена, которые имеют высокий пассажиропоток.

Вторым игроком  по количеству торговых точек в метрополитене, является  «Робин». Клиент Робин, до 2005 года имел широкую сеть торговых  точек в Москве, в т.ч. в районе станций метро и внутри метрополитена. За последние годы в связи с ликвидацией торговых точек прессы в 25 метровой зоне метрополитена, клиент потерял большую часть своей сети распространения.  В настоящий момент «Робин» имеет только 20 торговых точек на площадях столичного метрополитена. Ранее клиент закупал продукцию в ООО «Центрах оптовых продаж» (ГК Логос), сегодня - у «ДМ-Пресс» и «Кардос». 

Из крупных распространителей печатной продукции в метро на сегодняшний день представлены компании «Сейлс», «Макспресс» (Maxpress). Компания ЗАО «Сейлс», крупный федеральный распространитель прессы, в столичном метро имеет 12 торговых павильонов, которые ранее принадлежали аптечной сети «ИТЕК». «Maxpress» реализуют прессу в метро в 5 павильонах. Всего у компании в Москве -  48 точек (на февраль 2012 года),  большинство из которых находятся в непосредственной близости от станций метрополитена.

Среди остальных дистрибуторов прессы в метро, которые имеют сеть в 15-16 точек,  следует отметить  «Экспресс- печать» (16 точек), ООО «Софт-Лайн» (15 точек), ООО «ТД «Планета-пресс» (15 точек), ЗАО «МК-Сервис» (15 точек) и «Планета-М» (15 точек).

Торговые точки индивидуальных предпринимателей расположены в основном в подземных переходах метрополитена конечных станций метро в спальных районах города Москвы, например, станция метро «Теплый стан», «Ясенево», «Юго-Западная» и других.  Индивидуальные предприниматели арендуют торговые точки в тех местах, где раньше в основном размещались торговые точки ООО Агентство «Метропресс». 

Ожидается, что в Московском метрополитене в 2012 году будет полностью изменен порядок выдачи разрешительной документации на осуществление торговли мелкой розницы. Однако, пока радикальных изменений не произошло. 

 

Экспертная группа АРПП