Газеты жили, газеты живы, газеты будут жить

Споры о будущем газет считаю бессмысленными и беспочвенными. Они так же не имеют смысла, как споры о театре или кино. Фотографии в формате плёночных технологий уже никто не делает, компания «Кодак» перепрофилировалась, но фотохудожники живут и процветают. В этом контексте порадовал Фейсбук, который на днях стал внедрять технологии газетного производства в своей сети. При этом надо понимать газетное производство не как полиграфический процесс, а как создание контента по определённому алгоритму.

Что стал делать Фейсбук, поняв потребность миллионов граждан в газетной информации? Он создал газетную технологию. Пользователи социальной сети теперь могут составлять списки интересов, добавляя в них подписку на публичные страницы и профили известных людей. 

Пресс-релиз, распространённый этой компанией, описывает простой способ создания индивидуальной газеты, как по конкретному поводу, так и в обобщённой форме с учётом долгосрочных индивидуальных потребностей человека. Например, если кого-то интересуют президентские выборы в США (слава Богу, российские президентские выборы уже позади), они  могут создать список "Политика" и добавить в него личные страницы кандидатов, а также ведущие американские газеты. Кстати, подобную газетную технологию по подбору информации из микроблогов несколько ранее стали использовать в Твиттере.

Теперь осталось дело за малым – перевести по желанию заказчика эту индивидуальную газету в любой комфортный для него формат: для стационарного компьютера, планшетника, айфона и др. И даже, страшно сказать, распечатать на газетной бумаге. И всё это может сделать робот по алгоритму, заданному потребителем. Но человеку может потребоваться не «одежда» массового производства, а информационный «индпошив». У нас и сегодня есть большая группа людей, которые предпочитают носить костюмы, пошитые по индивидуальному заказу.

Персональные газеты независимо от носителя будут нужны значительному кругу потребителей информации. Но газеты как СМИ, т.е. рассчитанные на большую группу людей со схожими информационными потребностями, – это навсегда. И носитель в данном случае не имеет значения для потребителя, вернее, вид носителя будет выбираться индивидуально.

Иногда в блогосфере хихикают над тем, что газетная бумага порой используется не по назначению. Но и глиняные дощечки с письменами использовались как орудие убийства, а мраморные доски с памятными текстами – в качестве подставок для кастрюль. Технологии меняются, но потребность в информации – вечна.

Источник: Блог Александра Оськина в Живом Журнале (http://alexander-oskin.livejournal.com/53707.html