Международная консалтинговая компания The Boston Consulting Group разработала и передала Россвязи стратегию развития ФГУП "Почта России" до 2020 года. Стоимость реализации стратегии ее разработчики оценивают в 220 млрд рублей при создании Почтового банка и в 194 млрд рублей, если финансовые услуги продолжат развивать без него. 

Сегодня, признают почтовики, трудности "Почты России" связаны прежде всего с транспортом. ФГУП принадлежат миллионы автомобилей по всей стране, большая часть которых нуждается в обновлении. Замена машин почтовиков уже началась. Участие в этой масштабной программе модернизации — мечта любого автопроизводителя.

""Почта России" -- это, безусловно, сильный, доминирующий игрок рынка. У VolvoTrucks уже есть опыт сотрудничества с компанией, однако мы, вне всякого сомнения, хотели бы расширить сотрудничество,-- рассказывает Олег Васильченко, Volvo Trucks в России.-- Когда у наших клиентов, нынешних или потенциальных, заходит речь о модернизации автопарков, мы всегда готовы предложить больше, чем просто поставку грузового автомобиля. Сильная сторона Volvo -- уникальное по степени наполненности комплексное транспортное решение, включающее в себя сервисные контракты, транспортно-информационную систему Dynafleet, программу обучения водителей экономичному вождению, Trade-In крупных партий автомобилей с пробегом любых брендов, лизинг от производителя на максимально гибких условиях, а также кратчайшие сроки поставки оригинальных запчастей и самую широкую и географически протяженную сеть фирменных СТО в России. Для компании с разветвленной логистикой и жесткими сроками доставки грузов просчет этих послепродажных экономических параметров приносит на выходе существенную экономию по автопарку в среднесрочной перспективе".

Речь может идти о сотрудничестве в управлении транспортным парком. "У нас такой опыт есть, -- рассказывает Владимир Тян, генеральный директор холдинговой компании "Совтрансавто", -- Совместные проекты, построенные на принципе согласования затрат ("open book"), заключаются в предоставлении заказчику аналитического (а при необходимости и эмпирического) обоснования структуры себестоимости, в данном случае - себестоимости эксплуатации транспорта. Таким образом в случае принятия и утверждения такой оферты заказчик имеет полное представление об эффективности эксплуатации своего транспорта и о размере того вознаграждения, которое он платит аутсорсинговой компании. При этом всю инфраструктуру и персонал (по договоренности) предоставляет последняя.  Рекомендации опытных перевозчиков по организации работы транспорта "Почты России" излишни, так как  этот проект потребует привлечения профессиональных управляющих, которые, как мне представляется, не нуждаются в подобных советах".

"Реализация стратегии предполагает достижение трех ключевых целей федерального почтового оператора, среди которых рост объема бизнеса, обеспечение фокуса финансовых и управленческих ресурсов предприятия на повышение качества, а также рост прибыльности. Стратегия должна обеспечить выход "Почты России" в число лидеров на основных рынках уже в этом десятилетии",-- считает гендиректор "Почты России" Александр Киселев.

Благодаря мерам, которые "Почта России" приняла в течение последних двух лет, зарубежные отправления стали приходить к россиянам быстрее. Если в 2010 году средний срок прохождения письма из-за границы в Россию в самые проблемные периоды -- предпраздничные дни -- составлял 23,6 дня, то в прошлом году он сократился до 18 дней. Это несмотря на значительный рост объемов пересылаемой почты: в 2011 году количество мелких пакетов по сравнению с 2010 годом выросло на 92%.

Из-за транспортных проблем успехи "Почты России" в сокращении сроков доставки корреспонденции по стране не столь впечатляющи, как хотелось бы. Так, лишь на две десятых -- с 90,4% до 90,6% -- российским почтовикам удалось повысить показатель своевременного прохождения почтовых отправлений внутри регионов. Тем не менее это выше целевого показателя, установленного Роскомнадзором на уровне 90%. Сложнее обстоит ситуация с межобластным потоком почты, где средний показатель соблюдения контрольных сроков по итогам 2011 года составил менее 70%.

Надо сказать, что в половине российских регионов нормативы Роскомнадзора выполняются и перевыполняются. 100% писем и бандеролей доставляются в срок в Еврейской автономной области, перевыполняют нормативы по срокам прохождения почты внутри региона филиалы "Почты России" в Брянской, Калининградской, Мурманской областях, в республиках Татарстан, Чечня, Удмуртия, а также в других субъектах федерации. В минувшем году улучшили свои показатели по срокам доставки УФПС Астраханской области, УФПС Белгородской области, УФПС Алтайского края и УФПС Республики Северная Осетия. Около 20 УФПС не дотягивают до установленной планки всего 2-3%. Однако на общую статистику негативно влияют показатели Иркутской, Красноярской, Читинской, Свердловской областей, Республики Саха (Якутия) и ряда других регионов, где вовремя доставляется 70-80% корреспонденции, а в некоторых случаях и меньше. Здесь на больших территориях проблемы с транспортным сообщением сказываются больше всего. Подпортили общую картину и сроки доставки в Москве. Причиной тому пробки и дефицит кадров.

Авиакомпании или железнодорожники в ряде случаев отказываются перевозить почту, что негативно сказывается на сроках доставки корреспонденции получателям. В результате политики перевозчиков при значительно возросших объемах почтовых отправлений доля железнодорожного транспорта в их перевозке за последние два года снизилась с 49% до 36%. Доля авиационного транспорта в почтовых перевозках по России сейчас составляет всего 7%, тогда как объем автомобильных перевозок, которые почтовики осуществляют своими силами, за это время вырос с 46% до 57%, а количество автомобильных маршрутов возросло с 95 до 230. На 43% увеличились объемы почты, доставляемой специально арендуемыми "Почтой России" транспортными самолетами.

Чтобы достойно ответить на стоящие перед ней вызовы, "Почта России" планирует в 2012 году продолжить самостоятельно инвестировать в обновление и развитие собственного транспортного парка, закупая дополнительно железнодорожные вагоны и новые автомобили, а также в создание автоматизированных сортировочных центров.

Федор Мельников

Источник: Коммерсантъ-Приложение