По копейке с номера
Об этом в Воронеже говорят давно и много: муниципальные власти "чистят" улицы от нестационарных сооружений и решают, чем можно и нельзя торговать в бойких местах. Предпринимателей же возмущает избирательный и формальный подход. В Воронеже уже несколько лет ни одно собрание, где затрагивают проблемы малого и среднего бизнеса, не обходится без отчаянной критики правил игры в сфере уличной торговли. Мэрия готовит новые стандарты: участки для "времянок" будут распределять по конкурсу. Но владельцы газетных киосков против.
- На наше место немало сильных претендентов из других регионов и сфер торговли, - пояснил гендиректор ЗАО "Сегодня-Пресс-Воронеж" Игорь Тимофеев.
- Если на аукционе они согласятся на более высокую арендную плату за землю, то мы со своей копеечной прибылью не выдержим. Впрочем, даже выиграв, не сможем менять киоски каждые пять лет - их период окупаемости больше (сегодня срок действия разрешений и вовсе три года). В итоге наши точки будут заняты продавцами, например, табачных изделий. Есть разница? Мы считаем свой товар социально значимым. Стараемся, несмотря на неизжитый кризис, держать розничные цены. С 2009 года в Воронеже и области печатная продукция дорожала медленнее, чем в целом по стране, где произошел рост на 30-50 процентов. Но, когда встает вопрос о размещении киоска, приходится доказывать, что у нас нет сверхдоходов.
По выкладкам бизнесмена, установка одного ларька "без откатов" требует от 440 до 767 тысяч рублей - в зависимости от того, будет ли он отдельным сооружением или в комплексе с остановочным павильоном. Если точка облагается ЕНВД, то она окупится через 7,4-12,9 лет: чистая прибыль за месяц работы - 4940 рублей, рентабельность 2,7 процента.
- Но ЕНВД по 155-му федеральному закону отменили, и налоговая нагрузка на сети распространения прессы выросла в ряде организаций втрое, - добавил Игорь Тимофеев. - На основной системе налогообложения (ОСН) чистая прибыль - 24 рубля в месяц, рентабельность 0,02 процента. О сроке окупаемости говорить сложно: разбили подростки стекло в витрине - выкладывай 300-400 рублей на замену, а это моментальный уход в минус. При переводе киоска с оборотом 100 тысяч в месяц на ОСН рентабельность из положительной (три процента) становится отрицательной (-2,6). Увеличились страховые взносы - у кого на восемь процентов, у кого на все 20. Дефицит средств в бюджетах разных уровней привел к усилению административного давления: власти просят деньги на благотворительность, благоустройство. До 600 тысяч рублей в год отчисляем на это при своих 72 киосках, с которых и так 50-55 миллионов рублей налогов поступает.
Беда еще в том, что нормативы для распространителей определяли архитекторы, не понимающие специфики бизнеса: для отдельно стоящего киоска отвели шесть квадратных метров, если с остановкой - четыре. Там физически не уместится 700 наименований продукции. А издатели просят, чтобы были видны хотя бы фрагменты с анонсами материалов номера. Вдобавок люди теряют привычку покупать прессу: в кризис все начали экономить. За последние три года продажи газет снизились на 10-15 процентов, журналов - на 20-25.
В общем, прибыль распространителей за короткий срок сократилась вдвое. Часть точек приходится закрывать на выходные. О том, чтобы ремонтировать киоски и тем более покупать новые (как хотели бы власти), и речи нет.
Эта ситуация типична для большинства регионов, отметил президент Национальной сети распространения прессы "Союзпечать" Алексей Цикулаев:
- Недавно направили в Кремль письмо насчет конфликта с властями в Саратове. Да и нас прессовали - я возглавляю самарское ОАО "Роспечать". Организация серьезная, даже занесена в реестр региональных монополистов: 420 киосков, более 1200 жителей трудится, налогов - более ста миллионов рублей в год. И вот в прошлом году мэрия Самары на нас ополчилась. К счастью, мы потеряли только один ларек - его установили несколько лет назад по устному указанию районных властей, а письменный акт нам выдать "забыли". Бывает. Теперь облправительство за нас взялось (ему земля принадлежит)...
Поправка на консерватизм
А что страшного в вытеснении газетных ларьков? Обычная конкуренция. Потеряет работу несколько сотен человек? Так это не редкость. Налоговые отчисления снизятся? На смену придут другие киоскеры. А для продажи прессы есть и иные способы: стойки в супермаркетах или автоматы. По словам замруководителя управления по делам печати и СМК области Владимира Новохатского, московская ассоциация распространителей печатной продукции предлагает превратить воронежские газетные ларьки в "мультимедийные центры, с Интернетом и сопутствующими услугами".
- Это прекрасно, но не реализуемо в ближайшие годы, - возразил президент российского Клуба менеджеров по распространению периодической печатной продукции Вячеслав Керов. - Да, возникают альтернативные формы - мини-маркеты прессы на первых этажах зданий. Но на развитие сети денег мало. У нас проблема "здесь и сейчас".
К тому же покупатель пока предпочитает традиционные киоски. На их долю в Воронеже приходится 65 процентов розничных продаж прессы. Со стоек в супермаркетах и магазинах при АЗС реализуется 15 процентов. Этот расклад типичен для провинции, но и в Москве сегмент киосковой сети - 45-47 процентов.
Гендиректор издательского дома "Свободная пресса" Юрий Таранцов показал, насколько консервативен воронежский читатель, на примере одного из массовых еженедельников:
- Половина тиража расходится через киоски. С 2009 по 2011 год их стало меньше - "ужалась" и местная, и московская "Роспечать". Уже в 2012-м падение тиража в киосковых сетях у нас составило семь процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причем виной тому в каждом втором случае стало либо закрытие торговой точки, либо ее перенос. Киоск подвинули на 10-50 метров или убрали с одной стороны переулка на другую - и наш тираж там упал чуть ли не вдвое! Люди привыкли ходить определенной дорогой и даже ради любимого издания не хотят делать "крюк".
Между тем до европейского уровня плотность размещения торговых точек розничной продажи печатных СМИ в России не дотягивает: это лишь одна на 3000 жителей, в Воронеже - на 2155 человек. Сюда входят и стойки в супермаркетах (где обычно нет свежей прессы), и лотки на улицах, икиоски.
- У немцев же, например, по одному такому пункту на каждые 696 жителей, у поляков - на 600, - сообщил Игорь Тимофеев. - Распространение - конечное звено в экономической цепочке, которая начинается с изготовления бумаги. Не будет нас - где окажется качественная пресса? В Интернете? И воронежские, и зарубежные издатели говорят, что еще не получили весомой выгоды от электронных версий газет или журналов.
Равнение на столицы
В мэрии на все эти обсуждения отреагировали философски: мол, надо лишь изменить правила игры. Несите предложения - учтем. Однако бизнесмены - скептики. К примеру, в диалоге с чиновниками уже много раз публично говорилось о том, что проблемы предпринимательства должны решаться силами тех, кто отвечает за его развитие. Профильные департаменты есть и в мэрии, и в облправительстве.
- Но парадокс: за разработку правил размещения нестационарных объектов опять засадили архитекторов! - указал Юрий Таранцов. - И они опять исходят скорее из эстетических соображений. И автоматически ставят шестиметровые киоски. Но для распространения прессы нужно не менее восьми "квадратов". По проекту, выиграв аукцион на установку ларька, надо сразу заплатить за пять лет аренды и заказать новый киоск. Кто из наших партнеров это потянет? Арендная плата для газетных киосков в Воронеже - 15 тысяч рублей за квадратный метр в год, а в Липецке - 300 рублей. У них распространение развивается, а у нас хиреет.
Правда, по мнению главы областного УФАС Владимира Рохмистрова, сравнивать Воронеж с Липецком некорректно - разный масштаб, да и у липчан "не все так радужно, если посмотреть с позиции рядовых продавцов, а не их начальства". Перенимать опыт он посоветовал у Екатеринбурга и Москвы. В уральской столице мэрия выполнила все чаяния бизнесменов, рассказал Игорь Тимофеев. Типовые размеры киосков там - 12 и 15 квадратных метров. В Первопрестольной, реформируя систему размещения торговых объектов, распространителям прессы дали льготы.
- С февраля 2011 года распределение мест проводится по аукциону, и арендная плата для ларьков выросла в ряде случаев с нескольких тысяч рублей в год до трех миллионов. В некоторых округах часть газетных киосков снесли, - признал начальник отдела распространения печати департамента СМИ и рекламы Москвы Сергей Лобанов. - Но было принято политическое решение - автоматически переоформить разрешения на те объекты, которые до начала преобразований стояли легально, и заморозить для них арендные ставки. Есть киоски, которые стоят на одном месте с советских времен. Бизнесмены обязались за переходный период (три-пять лет) заменить их на новые. Альбом типовых проектов создан по заказу издателей и распространителей прессы. Там варианты площадью восемь, десять и 12 квадратных метров. Потом все, конечно, будут работать по общим правилам.
Прямая речь
Ирина Транькова,
вице-спикер Воронежской облдумы:
- Проблема доступности печатной продукции в регионе стоит довольно остро: в городе спорят, где должны стоять киоски, а в сельской местности точек розничной продажи прессы почти нет. Хотя люди не потеряли привычки к чтению, и их интересуют не только районки. А в развитии подписки почтальон на селе не заинтересован. Ему выгоднее распространять сопутствующие товары, какой-нибудь стиральный порошок или зубную пасту. Многие работают на полставки - это 2500 рублей - и нормативы доставки иезуитские: на газету 3,5 секунды, на заказное письмо 16 секунд, на пенсию - 226...
Татьяна Ткачева
Источник: Российская газета