О том, как это удается газетам и журналам, рассказывает корреспондент Радио "Вести ФМ" - Виктория Пыркова.
В марте прошлого года русскоязычная газета "Московские новости" стала выходить в новом формате. Прежде, ее владелец - израильский бизнесмен Александр Гайдамак - прекратил выпуск газеты, объяснив, что бизнес убыточен. Возродился бренд под крылом агентства РИА "Новости". Зачем поддерживать неприбыльное дело, рассказывает Евгений Козловский, колумнист агентства:
"Думаю, что это имиджевое поддержание некоторых традиций. Кроме того, есть целый слой социума, который серьезнее относится к бумаге, чем к Интернету, как есть слой социума, который покупает дорогие виниловые пластинки. И чтобы их тоже не терять, тоже немножко оставляют".
Имидж - еще не всё. Закон бизнеса суров: хочешь получать прибыль - сокращай издержки. Для нерентабельных изданий логичным было бы "уйти" в Интернет: не нужно тратиться на бумагу, печать или распространение. Но многие отечественные неприбыльные СМИ по этому пути не идут. Главный редактор "Огонька" Виктор Лошак объясняет, почему его журнал не становится полностью электронным:
"Для "Огонька" это очень болезненно - возможный уход из бумажной версии, в силу истории "Огонька". Это некая культурная ценность, которая передается из поколения в поколение. Культурный код, который понятен вашим родителям и бабушкам и дедушкам. Для "Вокруг света" это тоже болезненно".
Кстати, "Огонек" не раз испытывал серьезные финансовые трудности. В 2009-м он был куплен издательским домом "Коммерсант". Хотя тиражи и объем рекламы с тех пор подросли, коммерческий директор издательского дома Павел Филенков, признается:
"Этой рекламы еще недостаточно, чтобы сделать издание прибыльным. Хотя, я думаю, этот момент недалек. Мы уже достаточно близки к тому моменту, когда можем сказать, что "Огонек" вышел на самоокупаемость. Это не произойдет в 12-м году, но в 13-м или в 14-м, мы эту радостную фразу сможем произнести".
"Нерентабельные печатные СМИ продолжают существование по нескольким причинам, - перечисляет заведующий кафедрой "Новых медиа и теории коммуникации МГУ" Иван Засурский. - Во-первых, издатель надеется, что в будущем сможет извлечь прибыль".
"Другие причины, такие, как политическое влияние, я уверен, что сейчас люди издают по этим причинам! Вот в 90-е, если вы участвовали в каких-то схемах, связанных с продажей влияния партии власти, то вы получали доступ ко всевозможным традиционным активам. Многие крупнейшие бизнес-империи собирались через обмен политического влияния на участие в приватизации", - разъясняет Засурский.
А в других случаях, - добавляет журналист Михаил Леонтьев, - подключаются иные мотивации:
"Есть просто издания, которые существуют для ублажения самолюбия - как их владельцев, так их издателей".
Писатель Михаил Веллер уверен: все идет к тому, что печатные СМИ станут "принадлежностью" определенного социума:
"Разумеется, будущее за электронными носителями, но бумажная книга все равно останется для ценителей. Большинство будет потреблять товары для большинства, меньшинство - наслаждаться хорошо оформленным предметом, каковым является книга и журнал".
Иван Засурский относится к "интернетизации" печатных СМИ со скептицизмом. Выход "в Сеть" потянут не все:
"В Интернете тоже есть свои законы, свои лидеры. И в Интернете конкуренция еще выше. Потому что в печати у вас конкуренция очень ограничена людьми, которые смогли создать свои издания".
К тому же, западный опыт показывает, что развитие технологий не влечет за собой "умирание" всех печатных СМИ. В Японии успешно издаются газеты с тиражами по 8-10 миллионов экземпляров. Это не парадокс, считает вице-президент Гильдии издателей периодической печати Евгений Абов:
"То, что написано на бумаге черным по белому, - это, как они говорят, "территория доверия". То, что уже невозможно исправить. Огромная ответственность редактора и журналистов за то содержание, которое они печатают в своих газетах. Там, кстати, нет "желтых" газет".
В России все же иначе. И для привлечения массового читателя газеты охотно используют "желтые" материалы. Еще один путь - раздавать номера бесплатно. Его избрали в медиахолдинге "Дождь" для журнала "Большой город". Впрочем, эксперт Иван Засурский так видит ситуацию:
"Для того же холдинга Синдеевой, важно быть таким политизированным холдингом, потому что это самый простой способ набрать аудиторию. И "Большой город" временами дрейфует в сторону такого активистского издания, становится очень политизированным. Какие еще у нее способы выделиться на таком сильном рынке?".
Таким образом, для убыточных СМИ сейчас применимы несколько сценариев: уйти в Интернет, сократив издержки. Попытаться выстоять на рынке, приторговывая возможностью влияния на читателя. Или примкнуть к модной теме политического противостояния. Очевидно, что одна реклама спасти ситуацию не может: согласно исследованиям Ассоциации Коммуникационных Агентств России, самые низкие показатели прироста рекламы за прошлый год как раз у печатных СМИ.
Пыркова Виктория
Источник: Вести ФМ