Владельцы небольших торговых точек вышли в сетевое пространство

Вчера представители малого и среднего торгового бизнеса из многих российских городов в ролике, выложенном в Youtube, рассказали президенту Дмитрию Медведеву и всему интернет-сообществу, что если им не разрешат торговать пивом и сигаретами, они лишатся бизнеса. Инициатива принадлежит удмуртским и ижевским ларечникам, которые взяли на себя труд объехать коллег по стране и записать коллективное обращение.

Предпринимателей из регионов поддержал известный московский бизнесмен Дмитрий Потапенко, управляющий партнер компании Managment Development Group (владеет в том числе и сетью киосков). Он, впрочем, уверен, что никакого диалога с властью наладить невозможно. В сентябре 2011 года «Опора России» направила петицию за подписью более чем 3 тыс. российских предпринимателей президенту Дмитрию Медведеву и премьер-министру Владимиру Путину, в которой попросила защитить права владельцев киосков. Единственным ответом стала, как говорит вице-президент ассоциации малого и среднего бизнеса «Опора России» Владлен Максимов, «очень непрофессиональная отписка» Минздравсоцразвития. Единственный путь отстоять свой бизнес, говорит Потапенко, — объединяться и требовать защиты своих интересов. Вчерашнюю интернет-акцию можно считать первым таким шагом.

Напомним, что законопроект «О защите здоровья населения от последствий потребления табака», подготовленный Минздравсоцразвития, радикально ограничивает розничные продажи табачных изделий в торговых объектах площадью менее 50 кв. м. На продажу в киосках пива уже принято решение ввести запрет с 2013 года.

«Малый бизнес не против идеи законопроекта, действительно нужно пытаться ограничить курение в стране, но мы против закона в сегодняшнем виде», — говорит Михаил Балясников, президент удмуртской региональной общественной организации «Защита интересов малого бизнеса». Предприниматели при этом считают, что запрет на продажу сигарет и пива в киосках не повлияет на количество курильщиков и пивных фанатов.

Бизнес малых торговых точек действительно под угрозой. По данным исследования компании Nielsen, в структуре выручки мелкорозничных торговых объектов 80% занимают продажи пива и сигарет. Содержать киоск, в котором не будет этих товаров, не имеет никакого смысла — стандартное поведение потребителя таково, что в киоск, который обычно расположен поблизости от дома, станции метро или автобусной остановки, он заглядывает именно за сигаретами и пивом, а остальные товары покупает по случаю.

Вместе с ларечниками могут разориться и представители других малых бизнесов, отмечает Владлен Максимов. Поставщики киосков в массе своей такие же представители малого бизнеса, у которых почти нет никаких шансов пробиться в большую торговую сеть. Кроме того, если закроются киоски, весь обслуживающий персонал потеряет работу. Основной состав их сотрудников, по словам предпринимателей, — это инвалиды и женщины пенсионного возраста. В провинции им подобную работу не найти.

Владлен Максимов из «Опоры России» также считает, что запрет не оздоровит ситуацию с курением в стране. Те курильщики, которые покупали сигареты по одной пачке в день, просто станут брать блоки в магазинах. Примерно так происходит сейчас в Ирландии и некоторых других странах ЕС: серьезного снижения потребления табака от принятых правительством мер нет, изменились только каналы продаж. Те, кто может позволить себе дорогие из-за высокого акциза качественные сигареты, приобретают их в магазинах, остальные — сомнительного качества продукцию с рук на улице.

Предприниматели считают, что действенной мерой в борьбе с табакокурением и алкоголем стало бы введение требования предъявлять удостоверение личности по примеру европейцев и американцев, чтобы пиво и сигареты не покупала молодежь.

Анна Левинская

Источник: Московские новости