В Великобритании закрывают библиотеки под  предлогом  сокращения числа посетителей. Книголюбы в Лондоне уже провели митинги протеста. В России библиофилы тоже обеспокоены состоянием книгохранилищ.

Одна из  основных причин снижения  популярности  библиотек — развитие электронного книгоиздательства. Это  и  обычные  букридеры,  и  возможность  доступа  к  литературе с  помощью смартфонов и  планшетов,  которыми  все  чаще  пользуются  жители  больших  городов. Далеко не все библиотеки смогли приспособиться к сосуществованию с  Интернетом и электронными "читалками".

Раньше за нужной книгой читатель отправился бы в магазин или  библиотеку.  Но времена изменились,  поиск  в  Интернете  более оперативный,  да и  идти  никуда  не  надо.  К  тому  же в  России  лишь  20  процентов  всех  библиотек  имеют  выход в Сеть и  по  этому  показателю  им  трудно  конкурировать даже с обычными кафе, где зачастую  есть Wi-Fi, рассказала главный редактор  журнала  "Современная  библиотека"  Любовь Казаченкова:

"Альтернатив для чтения на досуге у библиотек сейчас очень много. Это любое интернет-кафе или кафе, где есть полки с книгами - бери их и читай. Сейчас и в электричках есть книги для общего пользования. Это все альтернативные услуги, которые в принципе должны оказывать библиотеки".

Библиотеки долгое время существовали вне конкурентной среды, сельские библиотеки не пополнялись годами, есть даже такие, куда последние новинки поступили на заре 1990-х. Сейчас им, естественно, трудно перестроиться и  адаптироваться под  современные  запросы  читателей.

Рецепты борьбы за аудиторию разные. В Великобритании общественные организации, пропагандирующие чтение, неплохо финансируются. Германия в популяризации книг сделала ставку на издателей. В России тоже действует программа, которая должна привить молодежи вкус к чтению.

Даже в небольших городах есть активные библиотеки, которые включают детей в свой круг, постепенно приучая их к чтению, сказала Любовь Казаченкова:

"В этих библиотеках и клубы и современные молодежные течения собираются – они там генерируют идеи. Эти школьники не являются активными читателями, но они туда приходят и время от времени что-то берут почитать. Это говорит о том, что, наверное, они рано или поздно возьмут что-то читать и для ума".

Как бы бумажные библиотеки ни старались, им неминуемо грозит потеря читателей, возражают создатели цифровых книгохранилищ. Через пять лет число покупателей электронных ридеров сравняется с числом поклонников бумажных книг, прогнозирует создатель электронной библиотеки Максим Мошков:

"Издатели начнут разоряться, закрывать типографии и издательства бумажных книг. И мы придем к тому, что останутся только электронные книжки и, возможно, какие-нибудь экзотические, специфические бумажные издательства, которые в состоянии обеспечить работу в нынешних условиях".

По прогнозам Максима Мошкова, бумажной книге "осталось жить от силы лет десять". Но большинство экспертов более осторожны в оценках. По их мнению, печатные издания будут жить намного дольше,  это,  во-первых, носитель  информации, который не  зависит  от  электроэнергии,  во-вторых,  гарант  авторских  прав,  которыми создатели электронных библиотек часто  пренебрегают.

Ольга Соболевская

Источник: Голос России