Прохладительные напитки, мороженое и пиво должны быть убраны внутрь павильонов. По мнению экспертов, из-за новых правил торговля может недополучить порядка 1,1 млрд рублей только за один сезон.
— До сих пор не было единого нормативного порядка по размещению холодильников, каждый год все решалось индивидуально, — пояснил Кузнецов.
Между тем производители прохладительных напитков — в первую очередь гиганты Coca-Cola и PepsiCo — попросили власти установить переходный период. Так, Coca-Cola хочет оставить холодильники на улицах на весенне-летний сезон 2012 года, сообщила менеджер по коммуникациям компании Сoca-Cola Hellenic в России Евгения Могилева.
— Они просят сохранить, по крайней мере, один холодильник у киоска, не выходя за пределы границ размещения торговых модулей, — отметил замглавы департамента. — Мы это предложение сейчас рассматриваем.
Но этот вопрос вряд ли решится к началу официального летнего сезона, который длится с 1 апреля по 31 октября. Окончательный вердикт вынесет межведомственная комиссия по вопросам потребительского рынка, которая соберется не раньше чем через месяц. То есть дефицит прохладительных напитков в городе может стать заметен уже на майские праздники.
По словам Кузнецова, крупные компании в срочном порядке разработали типовой проект киоска со встроенным холодильником: его корпус будет внутри торгового модуля, а дверцы — снаружи, что позволит покупателям, как и в случае с уличными холодильниками, самим брать товар, не заходя внутрь павильона и не прибегая к помощи продавца. Правда, такие киоски пока есть только на бумаге. Типовые павильоны, которые Москомархитектура разработала еще в прошлом году и более 1 тыс. предпринимателей уже поставили на улицах Москвы, встроенных холодильников не предусматривают.
Между тем Кузнецов убежден, что какое бы решение ни приняла мэрия, москвичи не будут мучиться от жажды. Помимо продукции в киосках в ближайшее время по всему городу появятся более 3 тыс. ролл-баров, лотков с мороженым, а также овощами и фруктами. Кроме того, при стационарных торговых объектах откроются летние кафе.
Владимир Кравцов, руководитель пресс-службы Coca-Cola в России, сообщил, что установленные рядом с торговыми точками холодильники на 40% повышают спрос на безалкогольные напитки. «Приобретая что-нибудь в киоске, покупатель действует импульсивно, — сказал он. — Холодильник — самый эффективный инструмент по привлечению внимания».
В свою очередь вице-президент по корпоративным отношениям компании PepsiCo Сергей Глушков рассказал «Известиям», что они рассчитывают на переходный период до конца 2013 года — это время требуется, чтобы заменить более 3 тыс. киосков, торгующих прохладительными напитками, на новые. По его словам, к 1 апреля не будет готова даже первая партия павильонов со встроенными холодильниками. Между тем в сезон продажи в киосках увеличиваются в три-четыре раза, 80% оборота идет именно через холодильники. «Если их не будет, город может остаться без прохладительных напитков и мороженого в летнюю жару».
Эксперты отмечают, что стандартные павильоны площадью около 6 кв. м не позволят поставить внутрь сразу два холодильника — к примеру, с напитками и мороженым. С другой стороны, по словам руководителя комиссии по мелкорозничной и ярмарочной торговле «Опоры России» Владлена Максимова, уличные холодильники зачастую занимают половину тротуара, перегораживая проход пешеходам и придавая городу неопрятный вид.
Новая концепция размещения в Москве объектов мелкорозничной торговли была принята в середине 2011 года. По этому документу, из 14 тыс. киосков в столице к лету 2012 года останется порядка 9,5 тыс. В частности, будут ликвидированы ларьки у автобусных остановок. Оставшиеся павильоны должны быть выполнены в едином стиле.
Источник: Известия