Сегодня в России 21,7 млн домохозяйств подключены к широкополосному Интернету по данным J’son&PartnersConsulting. Проникновение широкополосного доступа (ШПД) уже составляет 39%, а за 2012 год, когда по прогнозам подключат еще 2,2 млн домохозяйств, достигнет 43%. Страна находится на шестом месте по количеству пользователей ШПД в мире. В прошлом году по этому показателю Россия на миллион подключений обошла Англию.
В будущем рынок российских интернет-продаж будет расти на 30-40% в год, существенно опережая традиционный ритейл, которому пророчат рост в 5-7%. Однако даже в этом случае с 2010 до 2016 года объем российской интернет-коммерции увеличитсяпочти вчетверо - с $12 млрддо $43 млрд. Но даже тогда это в несколько раз меньше британских показателей двухлетней давности ($192 млрд).
Выходит, не в коня корм? Ведь во все в той же Великобритании, по данным PricewaterhouseCoopers, на интернет-продажи приходится 10% розницы, а в России – только 1,6% (что, впрочем, чуть больше, чем в Италии или Испании). Ясно, что массовое проникновение широкополосного доступа – условие для развития интернет-экономикинеобходимое, но недостаточное. Для индустрии интернет-продажважны и другие факторы: в частности, платежная культура и развитость логистической инфраструктуры, обеспечивающей доставку товара адресату.
В России многие все еще боятся оплачивать покупки с помощью банковских карт даже в обычных магазинах, не говоря уже о сайтах. А если вспомнить качество работы почты, то становится понятно, почему 70% оборота интернет-продаж приходится на Москву и Петербург, пятая часть – на все остальные десять городов-милионников, и лишь 10% на всю остальную страну (данные Агентства передовых информационных технологий).
Между тем распространение ШПД может оказывать положительное влияние и на развитие коммерческих сервисов, не связанных с доставкой товаров. Так, количество домохозяйств с ШПД уже сравнимо с количеством пользователей платного ТВ в стране (24-26 млн, по данным DiscoveryResearch). Однако лишь около 5% абонентов платного телевидения используют возможности IP-TV и могут пользоваться всеми его преимуществами (кино по запросу, интерактивность, pause-live-tv и т.д.). Остальные же получают контент по старинке: порядка двух третей – по кабелю, треть – со спутника. Как видно, два рынка цифровых услуг – ТВ и ШПД – сосуществуют практически в одном пространстве и при этом не замечают друг друга.
Впрочем, проблема слабой синергии "традиционных" и "интернетовских" технологий характерна не только для России. Например, по данным InStat,за 2011 год 53% проданных в мире smart-телевизоров так и не были подключены к Интернету. Иными словами, "умные функции" в этих устройствах, которые создавали, продвигали и продавали именно для использования на стыке технологий, потребитель до сих пор не оценил.
Александр Маляревский
Источник: ПРАЙМ