Одно из ведущих интернет-изданий мира, nytimes.com, станет платным. Менеджмент The New York Times Co пришел к выводу, что бесплатный сайт, ориентирующийся только на получение рекламы в интернете, не может быть прибыльным по определению. Сборы от продажи рекламных площадей на сайте не способны покрыть расходы на содержание новостной редакции.

Поэтому, по информации влиятельного отраслевого блога The Verge, уже в апреле сайт газеты будет использовать новую модель подписки, согласно которой каждый пользователь онлайн-газеты получит возможность смотреть бесплатно лишь 10 публикаций в месяц. Остальное содержание сайта станет доступно только после оформления платной онлайн-подписки. Заплатить придется не так много – всего порядка 15 долларов в месяц. Для американских потребителей газет сумма вряд ли покажется расточительной, но сам факт, опасаются эксперты, заставит многих читателей сайта отвернуться от него и перейти на потребление бесплатных медиа.

Чем показательна эта история? Долгое время в медийной отрасли было принято считать, что nytimes.com – самый убедительный пример того, что модель бесплатного контента в интернете может работать. Пока британские The Times и Financial Times, а также американская The Wall Street Journal стали поочередно друг с другом вводить плату за доступ к эксклюзивным материалам и сайтам вообще, The New York Times своим примером показывала ущербность этой бизнес-модели. Теперь стало очевидно, что не все так просто, и если пользователи все же рассчитывают на получение качественного контента в Сети, платить за него все же придется.

Есть у этой истории и еще одно важное обстоятельство. NYT добилась невероятно больших успехов в деле монетизации контента. Издание предлагало оплачивать доступ к своим материалам пользователям смартфонов, электронных ридеров и планшетных компьютеров. Мол, разработка специальной версии издания для каждой платформы стоит денег, и оплачивать труд программистов и редакторов должны пользователи. Когда эту идею в холдинге только озвучили, многие эксперты отнеслись к ней крайне настороженно. Но позже выяснилось, что это сработало: сейчас платную версию The New York Times читает 454 тыс. онлайн-подписчиков. Это всего лишь в два раза меньше того количества читателей, которые все еще продолжают покупать саму газету. Стоит отметить, что пользователи сайта nytimes.com будут платить по 15 долларов в месяц, потребители его мобильной версии – те же 15 долларов, а пользователи планшетов – 20 долларов. Дешевле всего доступ к материалам электронной газеты обходится пользователям букридеров Barnes & Noble Nook и Amazon Kindle – 19,99 доллара в месяц.

При этом очень важно подчеркнуть, что после введения платного доступа к материалам сайта аудитория его бесплатных материалов не упала – всего на 2% – и сейчас составляет 31 млн человек. Доходы редакции при этом мгновенно выросли на 5%, до 242 млн долларов, по итогам 2011 года. И это при том, что общие доходы холдинга сократились на 7%.

Есть определенные успехи и у конкурентов. Онлайн-редакция The Wall Street Journal за несколько лет работы в «платном» режиме собрала вокруг себя 537 тыс. подписчиков. Первая в мире специализированная iPad-газета The Daily, несмотря на огромную волну критики в интернете, собрала постоянную аудиторию в 100 тыс. человек. И это спустя всего лишь один год работы. Все эти люди платят за подписку на эту электронную газету.

Администрация NYT отмечает, что деньги читателей позволят журналистам издания и дальше радовать их качественными расследованиями и аналитическими статьями. «Это также поддержит поступательное развитие цифровых инноваций в издании, имеющем такой опыт журналистской работы, который вы не найдете больше нигде», – говорится в заявлении компании. В начале этого месяца платный доступ к своим материалам ввели The Los Angeles Times, Boston Globe, Star Tribune в Миннеаполисе и ряд других изданий. Очевидно, эпоха, когда онлайн-редакции распространяли качественный уникальный контент в Сети бесплатно, вот-вот будет закончена.

Валентин Мальцев

Источник: Эксперт