Почта может стать драйвером роста для малого и среднего бизнеса, считает Александр Тимофеев, руководитель дирекции по организации производственных процессов ФГУП «Почта России», и даже более того - тем становым хребтом, на базе которого произойдет возрождение российских регионов. Для компании, которую до сих пор критикуют за совковые пережитки, звучит утопично. Но, по мнению одного из ключевых менеджеров почтового оператора, если государство не разрешит противоречия, мешающие, в частности, развитию почтовой связи, те же проблемы будут мешать развитию малого и среднего предпринимательства в стране.
Александр Сергеевич, письма, посылки, переводы, пенсии - это то, с чем ассоциируется «Почта России» сегодня. И это все же сфера обслуживания частных лиц. При чем здесь малый и средний бизнес?
- Давайте начнем немного издалека - с Дальнего Востока. Для развития нашего нового направления - экспресс-доставки была организована закупка специализированного транспорта иностранного производства. И оказалось, что леворульных автомобилей здесь почти нет и все пункты пропусков, шлагбаумы и прочее - под правый руль. Но самое главное - нет сервисного обслуживания новых автомобилей, не продаются запчасти для них. В результате пришлось договариваться с производителями, которые специально искали здесь партнеров для открытия сервисных центров, обучали специалистов. Осталась одна проблема - запчасти. Их приходится ждать по пять-шесть месяцев. Мы могли бы доставлять их сами. «Почта» могла бы помогать решать эти вопросы дилерам и всему отечественному автопрому, но тут уже начинаются проблемы с железнодорожниками и авиаторами. Тем не менее вот вам небольшой пример воздействия «Почты России» на развитие малого и среднего бизнеса в регионе.
Сегодня «Почта России» - единственный в стране логистический провайдер, у которого построена организованная система, охватывающая всю страну, и цепочка доставки из одной точки России в любую другую. Есть связка от деревни до города, концентрация потока, его магистральная перевозка и опять декомпозиция на составляющие. Нет никого мощнее нас по охвату территории и с точки зрения параметров общего фрахта, тоннажа - мультимодального, мелкорозничного - тоже не будет.
Этих возможностей «Почты» пока в полной мере не осознаем ни мы сами, ни клиенты, ни государство.
Ну, государство все же иногда использует их. Например, когда потребовалось срочно доставить комплектующие для систем видеонаблюдения на избирательных участках...
- ...Или когда требовалось доставить программное обеспечение для 53 тыс. школ страны. И мы сделали все в срок и без проблем. Это те случаи, когда срабатывает эффект государственной мобилизации усилий всех участников. Тогда мы находим понимание и у железнодорожников, и у авиаторов, и в заинтересованных министерствах и ведомствах. Хотя в обычной жизни нас, как правило, разделяют противоречия, которые уже много лет остаются неразрешимыми и затрудняют развитие не только «Почты России», но и всего бизнеса.
Вот какой-либо мелкий предприниматель в глубинке начинает производить что-то. И у него возникает вопрос, как это доставить покупателю. Чтобы вывезти продукцию, надо либо нанять огромный контейнер, чтобы поставить его в грузовой состав поезда, либо заказать 20-тонную фуру. Но сколько же тогда он должен производить? А «Почта» из любого населенного пункта могла бы забирать и мелкие партии, и штучный товар.
Но сразу возникает вопрос с железнодорожниками. Как только мы начинаем перевозить отправления с товарными вложениями, а не только письменную корреспонденцию, они тут же видят в «Почте» конкурента, и у нас начинаются различные трудности с включением нашего вагона в состав скорых или пассажирских поездов. Похожая проблема возникает и с авиакомпаниями, которые выбирают тех, кто больше платит. Например, в канун 8 марта и 1 сентября бывали случаи, когда нам не давали возможность осуществить почтовые отправления, а загружали самолеты цветами: тариф на их перевозку в несколько раз выше почтового.
Сегодня условия на рынке диктует перевозчик: он везет того, кто больше заплатит. Ну а чем дороже транспортные услуги, тем сложнее бизнесу развиваться. Мелкий и средний бизнес у нас слаб, в частности, и потому, что если он и может что-то произвести, то не знает, как это доставить до конечного потребителя. И тут «Почта» могла бы стать тем объединяющим звеном, которое решит этот вопрос.
Но почему «Почта» не может сделать все сама, без поддержки государства? Вот DHL же может.
- Во-первых, в отличие от DHL мы несем колоссальную социальную нагрузку. Оказывая регулируемые услуги по тарифам ниже себестоимости, мы вынуждены направлять прибыль от рентабельных направлений бизнеса на погашение убытков от регулируемой деятельности. Из-за этого наши инвестиции в модернизацию меньше необходимого. С учетом сильно изношенной и устаревшей материально-технической базы, требующей масштабного обновления, недоинвестирование для нас - серьезный вызов. Привлекать стороннего инвестора нам, опять же в отличие от DHL, мешают законодательные ограничения, связанные с нашей организационно-правовой формой. И государственные инвестиции нам пока также не выделяются. Мы модернизируемся своими силами, но, конечно, намного медленнее, чем это необходимо.
Во-вторых, если сопоставлять нас с DHL, возникает вопрос цены. Там быстрее скорость - выше цена, медленнее скорость - ниже цена. Это два полюса. При этом DHL - в основном сервис для сектора B2B. У них на всю страну, наверное, не больше 85 офисов, расположенных в крупных городах. Но городов в стране более тысячи. Кто здесь будет работать?
В-третьих, «Почта» ориентирована прежде всего на частника и сектор B2C. Если бы у DHL была возможность работать в секторах B2C и C2C, то он давно бы смел почты с лица многих стран, а то и континентов. Но этого не происходит.
Сегодня рынок почтовых услуг не монополизирован. Лицензию имеют более 120 компаний, только почему-то никто из них не занимается оказанием услуг по всей стране. Все снимают сливки в крупных городах.
А мы везде. И мы централизованы. Конечно, мы уже сейчас могли бы создать соответствующие направления развития в своем бизнес-портфеле. Но нам не хватает квот даже в рамках обычных почтовых перевозок. И если мы введем еще одну услугу, создадим новые почтовые объемы, которые потом не сможем перевезти, опять возникнет вопрос: зачем такие услуги нужны?
Сегодня во главе угла потребности крупного бизнеса - строятся железные дороги к новым месторождениям, решаются вопросы по вывозу металла, угля, руды, зерна. А вопросы снабжения мелкой розницы - ателье, мастерских, парикмахерских - каждый решает как может. И зачастую затраты на логистику в конечной стоимости товара выше, чем мировые.
Решение этого вопроса - задача государственной важности. Если государство поручит нам подобную задачу и Министерство транспорта увидит в нас провайдера, способного заниматься доставкой на первой и последней миле, «Почта» сможет стать инструментом объединения государства и бизнеса.
Тот же отток населения с дальних территорий - это проблема в том числе логистики, и решить ее сегодня может только «Почта». Это шире ее нынешнего функционала, но «Почта» может встроиться в систему развития малого и среднего предпринимательства, став хребтом этой системы, по которому пойдут реальные потоки. Люди смогут вести свой бизнес там, где живут, и для этого им не нужно будет переезжать в большие города или сразу в Москву. А вернутся люди - вернется жизнь.
Источник: РБК daily