Самым быстрым и дешевым Интернетом по-преж¬нему пользуются жители двух российских столиц, посчитали аналитики «Яндекса». Однако есть и повод для радости: за прошедший год доступ в Сеть подешевел вдвое, а среднемесячная аудитория в 2011 году выросла на 17% и достигла 54,5 млн пользователей.
Аналитики «Яндекса» утверждают, что стоимость доступа в Интернет в 2011 году сократилась более чем в два раза. Интернет вообще довольно быстро дешевеет в последние годы, отмечают в «Яндексе». «Например, в 2010 году средняя стоимость доступа в Сеть снизилась почти на 43%, а в 2011 году — уже на 60%. Основная причина — рост конкуренции», — поясняет представитель поисковика Очир Манджиков. По его словам, год-два назад в городе с населением от 100 тыс. до 250 тыс. человек было в среднем два-четыре провайдера, а сегодня их уже семь-восемь. «Кроме того, в российские города приходят крупные игроки («Ростелеком» и «большая тройка» мобильных операторов) — а им проще, чем мелким провайдерам, удержать низкие цены», — комментирует г-н Манджиков. Среди других причин снижения цен на Интернет в «Яндексе» называют популярность альтернативных фиксированному доступу способов выхода в Сеть — например, USB-модемы мобильных операторов.
В «Яндексе» отмечают, что помимо сокращения средней стоимости Интернета наблюдается еще одна позитивная тенденция. Скорость соединения выросла на 156%, до 6,4 Мбит/с. Проникновение в среднем увеличилось до 47%, месячная аудитория Интернета в России в 2011 году составила 54,5 млн человек, прибавив 17% относительно 2010 года. Лидерами по проникновению с большим отрывом остаются Санкт-Петербург (71%) и Москва (68%). В среднем в городах-миллионниках Интернетом пользуется около 53% населения.
Москва и Санкт-Петербург остаются самыми дешевыми рынками и стагнируют: скорость Интернета в столицах растет в три раза медленнее, чем в среднем по России. Аудитория Сети в Москве и Санкт-Петербурге выросла всего на 6% в 2011 году, в то время как в селах число пользователей увеличилось на 33%.
Черным пятном на интернет-карте остается Дальневосточный округ. Регион демонстрирует самый большой прирост интернет-аудитории в России — 29% за год, при этом в регионе остается самая низкая скорость Интернета — всего 1 Мбит/с. Местные интернет-услуги самые дорогие в России — пользователи в среднем отдают за них 507 руб. в месяц. Для сравнения: месячные расходы за доступ в Сеть в Центральном округе в десять раз меньше и составляют всего 49 руб.
Аудитория мобильного Интернета в России растет в два раза быстрее, чем всей Сети в целом, подсчитали в «Яндексе». Мобильным Интернетом пользуются 22% жителей крупных городов, и города-миллионники почти не различаются по проникновению мобильного доступа с Москвой и Санкт-Петербургом, констатируют исследователи. Однако большинство пользователей выходят в Сеть с обычных малофункциональных телефонов, 42% делают это на более продвинутых устройствах — смартфонах и коммуникаторах, и 6% российских пользователей уже «серфят» с помощью мобильных сетей с планшетов. В Москве пользователи менее консервативны: уже 56% заходят в мобильный Интернет со смартфонов.
Расклад сил на рынке фиксированного ШПД в 2011 году относительно 2010 года практически не изменился, говорит аналитик ACM-Consulting Александр Шатиков. Пятерку лидеров среди провайдеров возглавляет «Ростелеком» с долей 40% рынка, как и в 2010 году. Далее по-прежнему следуют МТС (11%, столько же в 2010 году), «ВымпелКом» (11% против 9% годом ранее), «Эр-Телеком» (10% против 9%) и «Акадо» (увеличил долю с 4 до 5%).
Анастасия Фомичева
Источник: РБК daily