В Нью-Йорке открылась XXII международная конференция АРПП

1 апреля с.г. в Нью-Йорке  открылась XXII международная конференция АРПП «Рынок печатных СМИ накануне революционных перемен». В ней принимают участие более пятидесяти представителей ведущих издателей и распространителей прессы из России, Грузии, Белоруссии, Украины, Латвии, Литвы, а так же Канады и США.

Открывая конференцию, председатель правления АРПП А.В. Оськин отметил, что медиаотрасль во всех  без исключения странах планеты переживает тектонические изменения, они связанны с развитием и нформационных технологий и Интернета, ухудшением спроса на традиционные печатные СМИ, и повсеместным падением интереса к чтению у молодежи. Страны с различным социальным строем и уровнем развития оказались перед одинаковыми вызовами времени. XXII международная конференция АРПП в Нью-Йорке призвана выявить основные тенденции на рынках газет и журналов, определить новые тренды в развитии медиаотрасли, а главное - ответить на основной вопрос: что делать издателям и распространителям прессы, как сохранять и развивать свой бизнес?

Перед участниками конференции с приветственным словом выступила исполнительный директор Ассоциации издателей периодики и книг (РВАА)  Лиза Скотт. Она выразила удовлетворение в связи с тем, что АРПП, с которой американские ассоциации связанны многолетней дружбой и сотрудничеством, собрала в  Нью-Йорке столь представительный и авторитетный форум, заверила, что издатели и распространители Северной Америки постараются представить коллегам из России и других стран обстоятельную информацию о процессах на медиарынке. Первый Российско – Американский медиафорум призван дать ответы на актуальные проблемы издательского и распространительского бизнеса. Она пожелала успехов в работе конференции.

С докладом «Рынок печатных СМИ России: состояние и тенденции» выступил президент АРПП Д.В. Мартынов. Он проанализировал текущее состояние российского рынка печатных СМИ, назвал факторы, оказывающие позитивное и негативное влияние на его развитие, высказал соображения относительно принятия в ближайшей перспективе конкретных мер по исправлению ситуации в медиаотрасли.

По словам докладчика, в 2011 году все основные показатели российского рынка печатных СМИ выросли, что в определённой степени объясняется  происходящими позитивными процессами на российском рынке рекламы – важном источнике доходов печатных СМИ. Это привело к некоторому увеличению выручки от продажи печатных СМИ, как в розницу, так и по подписке. Вместе с тем, годовые тиражи периодических изданий сократились за 2011 год на 6-7 процентов.

Киоски прессы в России, подчеркнул президент АРПП, по-прежнему остаются главным каналом розничных продаж печатных СМИ. Их доля в общероссийской структуре реализации периодики составляет 47% в денежном выражении и около 65% в тиражах.  В 2011 году количество торговых точек в России, распространяющих прессу, составило 42-44 тысячи, из них 4,5 тысячи находятся в Москве.

Деятельность киосковых сетей сегодня подвержена существенным рискам в силу зависимости от административных решений органов власти, которые нередко навязывают  условия, подрывающие экономическую стабильность владельцев сетей, вводят ограничения на продаваемый в киосках ассортимент сопутствующих товаров. Кроме того, в ряде регионов проводится политика, направленная на снос киосков прессы по различным причинам.

Как и ранее, в структуре розничного распространения прессы в 2011 году наиболее динамично развивался сегмент реализации прессы через сети супермаркетов. Наблюдался рост доли сетевой торговли в общем объёме розничной торговли прессой. Если еще в 2000 году она составляла всего 1,7%, в 2011 году превысила 20%, то в 2020 году, по мнению специалистов, на сетевую розницу будет приходиться от 40% всех продаж.

Дистрибуция в магазинах самообслуживания сталкивается с большими финансовыми рисками -  увеличение сроков оплаты за реализованный товар, накопление задолженности сетей перед дистрибуторами, рост размеров бонусных выплат сетям. Помимо этого доля внереализационного дохода в структуре дистрибуции снижается, рост выручки от продаж не компенсирует падения выручки от рекламы.

По мнению Д.В. Мартынова, в сегменте дистрибуции прессы в супермаркетах будут преобладать следующие тенденции:

- продолжится жёсткая конкуренция между дистрибуторами прессы. Отдельные дистрибьюторы с целью захвата рынка будут практиковать демпинг;

- сокращение спроса на печатную продукцию со стороны конечных потребителей;

- диктат сетевого ритейла. Усилится консолидация рынка ритейла, что существенно увеличит риск зависимости от нескольких крупных сетей;

- снижение бюджетов на продвижение изданий в сетях распространения.

Президент АРПП дал характеристику  рынка подписки в России. Заметил, что этот сегмент распространения периодики фактически стабилен, в отличие от рынка розничных продаж, где падение достигает существенных величин в 8-10%. Во многом это объясняется государственной поддержкой института подписки: государство субсидирует сохранение почтовых тарифов на доставку подписных тиражей в размере 3,2 млрд. рублей ежегодно (около 110 млн. долларов).

В перспективе на рынке подписки будут доминировать следующие процессы:

- усиление перетекания корпоративных подписчиков от «Почты России» к альтернативным агентствам.  По прогнозам экспертов рынка, доля «Почты России» к 2013 году в ведомственной подписке будет занимать порядка 30% (сегодня 55%) общего объёма рынка. На редакционную подписку будет приходиться 5-10% (7%), на независимые подписные агентства – 60-65% (38%);

- консолидация рынка корпоративной подписки, что  позволит оптимизировать затраты на логистику и даст возможность получать наиболее выгодные условия от издателей;

- развитие инновационных каналов подписки с использованием скретч-карт, через платежные терминалы QIWI, в режиме on-line через интернет-магазин-сайт и т.п.

В заключение своего выступления Д.В. Мартынов высказал конкретные предложения по дальнейшему развитию рынка печатных СМИ. По его мнению, в 2012 и 2013 годах следует добиваться реализации комплекса мер по совершенствованию законодательства медиаотрасли РФ. В частности, на федеральном уровне необходимо решать следующие вопросы:

- снижение ставок налога на добавленную стоимость и установление для всех предприятий отрасли печатных СМИ единой ставки в размере 10%;

- установление на период 2012–2014 годов пониженных тарифов страховых взносов для российских организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом экономической деятельности которых является деятельность по распространению СМИ (за исключением СМИ рекламного и (или) эротического характера);

- внесение изменений в Налоговый кодекс РФ, позволяющих отнести на расходы по налогу на прибыль до 30% стоимости нереализованного тиража.

На региональном уровне необходимо добиваться консолидации совместных усилий издательств и дистрибуторов прессы в диалоге с местными властными структурами. При этом особое внимание уделять вопросам сохранения и развития существующей системы распространения печатных СМИ через действующие торговые объекты, проблемам невмешательства в ассортиментную политику сетей.

После доклада Д.В.Мартынова участники конференции приступили к обсуждению различных аспектов состояния и развития медиарынка.

Участники конференции посетили полиграфический комплекс  газеты NewYork Times, где познакомились с новейшей технологией по выпуску в свет крупнейшей ежедневной газеты США, новыми полиграфическими машинами.

Типография в New York Times – флагманский полиграфический комплекс издательского дома. Второй подобный комплекс был закрыт в Нью-Джерси в 2009г. Главной причиной закрытия комплекса в Нью-Джерси стало падение продаж газет, которое наблюдается последние пять лет. Падение загрузки полиграфического комбината происходит на 5%-10% в год.

В настоящее время полиграфический комплекс New York Times загружен на 55%, в будние дни тираж газеты составляет 400 000 экземпляров, воскресный выпуск – около миллиона. Газета в основном выходит объемом 96 полноцветных полос. В типографии установлено 24 современных полиграфических машины, комбинат высоко автоматизирован, здесь в основном используются автоматы и роботы при минимальном участии человека.

Участники конференции просмотрели также видеоматериалы о деятельности комбината, специалисты комплекса New York Times ответили на многочисленные вопросы.

Участники конференции совершили шестичасовую экскурсию по Нью-Йорку, в ходе которой познакомились с уникальными достопримечательностями этого многомиллионного мегаполиса.

XXII международная конференция АРПП продолжает свою работу.

Пресс-служба АРПП