С каждым годом операторы рынка всё с большей тревогой говорят о низкой рентабельности различных звеньев дистрибуции прессы. К основным факторам, снижающим рентабельность дистрибуцию прессы в России, А.К. Грачёва отнесла:
- снижение спроса на печатную продукцию в связи с ростом сегмента цифровых СМИ;
- рост ремиссионного потока продукции;
- изменение системы налогообложения;
- присутствие значительно числа изданий в сетях с нулевой или отрицательной рентабельностью.
- ограничение сопутствующего более высокодоходного ассортимента киосков;
- смещение покупательского спроса в сторону печатной продукции низкой и средней ценовых категорий;
- сокращение рекламных бюджетов от издателей на продвижение изданий в сетях;
- рост затрат: арендной платы, платежей за электроэнергию, затрат в сегменте дистрибуции прессы.
Прогнозируя дальнейшее развитие системы распространения периодики, А.К. Грачёва сказала, что в среднесрочной перспективе произойдёт значительное снижение количества киосков, как минимум на 30% (т.к. уже на данный момент только 20% существующих киосков приносят прибыль, остальные убыточны).
На рынке останутся только крупные компании с сильным административным ресурсом. Торговые объекты будут размещаться в зонах повышенного покупательского спроса (транспортных узлах и в местах с плотным уровнем пешеходного потока). Дистрибуция прессы в сетях супермаркетов из одного из самых динамично развивающихся сегментов распространения превратится в один из самых рискованных. На данный момент развитие сегмента связано с большими финансовыми рисками (неплатежи сетей, их неустойчивое финансовое положение, угроза банкротства, снижение маркетингового и рекламного дохода, резкое падение рентабельности). К тому же велика вероятность развития по сценарию, который наблюдается на рынке США – либо отказ сетей от прессы в ассортименте в пользу других товарных групп, либо сокращение площадей под периодику, вытеснение её в зону с мультимедийной продукцией.
Генеральный директор ООО «АРПИ «Сибирь», член правления АРПП С.Д. Гаврилов представил доклад «Чья очередь кормить «дохлую лошадь»? Мифы и заблуждения системы распространения прессы. Работа над ошибками. Передовой опыт и правильные решения».
Анализируя ситуацию на рынке печатных СМИ, он в качестве примера привёл статистику продаж партворков. Несмотря на кажущийся рост рынка, на самом деле по итогам 2011 года он сократился на 20%. Главная причина этого кроется в перенасыщении подобного рода продукцией. Если с 2002 по 2007 год ежегодно запускалось от 2 до 7 коллекционных изданий, то в 2011 году этот показатель составил 80 единиц. Уже в первом квартале 2012 года в России появилось 26 новых партворков. Таким образом, заметил докладчик, простой подсчёт показывает, что рынок коллекционных изданий вырос за последние пять лет в три раза. Однако нет оснований полагать, что в стране стало в три раза больше коллекционеров. Если в 2001году вся Россия собирала корабль «Бисмарк», то за первый квартал этого года вышло сразу три партворка корабельной тематики. С увеличением количества изданий растёт и ремиссия. В 2011году рост максимального процента возврата на первых номерах коллекций составил 58%.
С.Д. Гаврилов заострил внимание на проблеме сокращения ассортимента периодики в торговых объектах. По его мнению, наметившаяся тенденция уменьшения количества бумажных изданий в рознице опасна снижением интереса к периодике в целом. Сокращение ассортимента, пояснил С.Д. Гаврилов, сужает круг предложений, что лишает потенциального покупателя возможности найти издание, отвечающее его интересам.
В заключении докладчик выразил надежду, что, несмотря на все трудности, с которыми сталкиваются издатели и дистрибуторы в это непростое время, рынок печатных СМИ окрепнет и перейдет в новое качественное состояние, но для этого необходимо сконцентрировать усилия операторов рынка на оптимизации розничных продаж.
Генеральный директор ЗАО «Эйдос Логистикс» Т.С. Афанасьева озвучила доклад «Кризис как катализатор поиска новых возможностей эффективного взаимодействия». Информационные потоки, подчеркнула она, возрастают с каждым годом, и требуется время, чтобы успевать впитывать всё новые и новые объёмы информации. Об этом, в частности, свидетельствуют данные, согласно которым в 1900 году человек уделял чтению книг и газет в среднем около 2-х часов в неделю. Сегодня - потребление медиа в среднем на каждого человека составляет 138 часов в неделю. Из них на печатную прессу выделяется от 6 до 9 часов. Через 3-4 года - медиапотребление составит 168 часов в неделю. Потребители будут считывать несколько потоков информации одновременно.
Для решения этой задачи необходимо:
- максимально эффективно использовать возможности креативных отделов
издательств (маркетинг, продвижение, реклама) для разработки программ продвижения в торгово-проводящей сети;
- использовать возможности по пересечению аудиторий с целью привлечения новых клиентов (взаимное приложение к новым номерам другой тематики);
- проводить совместные акции с другими СМИ;
- проводить совместные акции с рекламодателями.
По словам Т.С. Афанасьевой, в ЗАО «Эйдос Логистикс» с успехом применяется стратегия «360 градусов» при организации тематических мероприятий, осуществляются меры по оптимизации производственной деятельности. В этих целях было проведено сокращение на 40% персонала, на 30% сокращение арендуемых площадей. Одним из примеров партнёрского взаимодействия Т.С. Афанасьева назвала акцию по продаже журналов «Идеи вашего дома» и «Story», в ходе которой оба издания упаковывались в один пакет и продавались как единый выпуск. Расходы на проведение мероприятия были невысоки, а розничные продажи сборника выросли на 38%. Завершая выступление, Т.С. Афанасьева призвала коллег по бизнесу больше общаться и разрабатывать новые схемы сотрудничества.
После докладов на конференции развернулась дискуссия с акцентом на выработку путей по преодолению негативных тенденций в экономике отрасли.
Подводя итоги дискуссии, А.В. Оськин подчеркнул, что медиаотрасль России испытывает тяжелые времена по целому ряду причин, которые были обозначены в докладах. В этом контексте председатель правления АРПП образно выразился о тяжёлой «налоговой удавке», которая сдерживает развитие издательского и распространительского бизнеса. В связи с этим он напомнил, что Европарламент в декабре прошлого года принял рекомендацию об обнулении НДС на все газеты и журналы в порядке поддержки отрасли печатных СМИ в европейских странах. Хотелось бы, подчеркнул А.В. Оськин, чтобы и в России сформированное в мае этого года новое правительство повернулось бы лицом к отрасли печатных СМИ, которая на фоне резко желтеющего Интернета остается территорией доверия со стороны граждан России.
Пресс-служба АРПП