Издатели и распространители на перепутье - или помочь друг другу, или потерять бизнес?

На XXII конференции АРПП состоялись круглые столы по проблемам сотрудничества издателей и распространителей прессы.Дискуссионный форум «Рынок печатных СМИ России – падение или подъём?» провели генеральный директор ООО «АРПИ «Сибирь», член правления АРПП С.Д.Гаврилов (Новосибирск) и директор ООО «ИД «Секрет» Л.А. Павлова (Санкт-Петербург).  Л.А.Павлова отметила, что одним из позитивных последствий кризиса 2009 года является тот факт, что издатели и дистрибуторы стали чаще идти на компромисс в надежде сохранить стабильность рынка. По её мнению,  успех любого издательского дома складывается из качественного контента, обоснованного ценообразования и эффективной дистрибуции.

С.Д.Гаврилов дополнил эту мысль, сказав, что издатели и дистрибуторы должны учитывать интересы друг друга и активно развивать взаимовыгодные отношения. Необходимо, подчеркнул он, отбросить взаимные претензии и заняться поиском путей повышения рентабельности бизнеса главным образом за счёт оптимизации расходов. Подобный процесс уже давно наблюдается на рынках западных стран.

Генеральный директор ООО «Росчерк» Т.В.Зеленкевич (Минск, Беларусь) сказала, что проблема сложных взаимоотношений между издателями и дистрибуторами, как она считает, лежит в менталитете руководителей. 

Оживлённую дискуссию вызвало предложение С.Д.Гаврилова установить единую розничную цену на газеты и журналы в России. На замечание председателя правления ООО «Пресс Сервис» Яниса Вайволдса (Рига, Латвия) о невозможности установить  единую цену на издание в Москве и Хабаровске, С.Д. Гаврилов привёл доводы, доказывающие, по его мнению, применимость этой модели на территории РФ. Для того чтобы зафиксировать единую цену на периодику на всей территории страны, необходимо решить проблему доставки тиражей. Если поднять розничную цену на 5%, то дополнительные доходы позволят субсидировать доставку прессы в удаленные регионы России. Тем самым издатели смогут увеличить тираж в удаленных регионах, а в центральных регионах продажи останутся на том же уровне. Фиксированная цена позволит избежать демпинговых войн, которые оказывают негативное влияние на рынок дистрибуции печатных СМИ.

На вопрос генерального директора ООО «Юнисервиспресс» В.М. Вадютина (Москва), готово ли руководство ИД «Секрет»  выбрать одного дистрибутора на весь северо-западный регион, Л.А.Павлова ответила, что готова выбрать одного дистрибутора не только на отдельно взятый регион, но и хотела бы работать с одним дистрибутором на территории всей страны. По её мнению, это позволит значительно сократить постоянные издержки и тем самым повысить рентабельность бизнеса. 

В.М.Вадютин выразил обеспокоенность по этому поводу. По его словам, уменьшение количества дистрибуторов может привести к монополизму на рынке, и, как следствие, к ухудшению условий работы. Поясняя свою точку зрения, Л.А. Павлова сказала, что на территории одного региона на данном этапе развития рынка должно работать два – три дистрибутора, с одной стороны, это позволит оптимизировать сотрудничество издателей и дистрибуторов, с другой – избежать, монополизации рынка.    

Л.А. Павлова рассказала, что в ИД «Секрет» основной акцент делается на почтовую подписку. Надеюсь, заметила она, что «Почте России» удастся получить необходимые субсидии в 2013 году. Это позволит сохранить действующие подписные тарифы, что, безусловно, отвечает интересам не только подписчиков, но и издателей.  С целью увеличения доли подписных тиражей на свои журналы ИД «Секрет» с 2008 года заморозил подписные цены, хотя в рознице стоимость изданий заметно выросла. 

Председатель правления  Tradepress, Sia В.В. Фёдоров (Рига, Латвия) поинтересовался, не боится ли ИД «Секрет» попасть в зависимость от «Почты России». Подобная форма сотрудничества, ответила Л.А. Павлова, скорее взаимовыгодное ведение бизнеса, нежели кабала.

С.Д.Гаврилов дал развёрнутую характеристику существующим  моделям распространения периодики – европейской и американской. Первая подразумевает правило территориального эксклюзива и жёсткое соблюдение ценовой политики со стороны дистрибуторов, вторая основывается на свободной конкуренции, где компании жестко конкурируют друг с другом. По оценке С.Д.Гаврилова, наиболее эффективной системой является европейская модель, которая позволяет избежать конкурентных войн и создать наилучшие условия для издателей и дистрибуторов.

Далее С.Д.Гаврилов остановился на вопросах рентабельности розничных продаж печатных СМИ. Отметил, что этот показатель ежегодно снижается. Анализ свидетельствует, что в начале 90-х годов одна торговая точка приносила доход в 1000 долларов, в середине 90-х для получения такого же дохода необходимо было открыть две торговых точки. Сегодня для того чтобы заработать аналогичную сумму нужно иметь 3-5 объектов. Увеличение количества торговых точек приводит к увеличению расходов на содержание торговой сети. Поэтому ценовые войны между дистрибуторами – опасное и бесперспективное явление. Снижая цену, дистрибутор подписывает себе смертный приговор, отметил Гаврилов С.Д.  

По председательством А.В. Оськина прошло заседание круглого стола по проблемам распространения русскоязычных изданий в Латвии. Свои точки зрения по данному вопросу представили председатель правления Tradepress, Sia В.В. Федоров (Рига, Латвия), генеральный директор ООО «АРПИ Сибирь» С.Д.Гаврилов (Новосибирск), член правления ООО «Narvesen Baltija» Разумс Ремс (Рига, Латвия), председатель правления ООО «Narvesen Baltija» Юдовица Катрине (Рига, Латвия), генеральный директор ООО «Экспотрейд» Ю.А.Тимошенков (Москва).  

В ходе заседания была представлена информация о распространении русскоязычной прессы в Латвии, показана динамики роста тиражей и оборотов. Участники круглого стола обсудили имеющиеся проблемы. В частности, речь шла о ситуации с реализацией, так называемой вторичной издательской продукции. Были намечены возможные пути оптимизации данного бизнеса в республике. 

Подводя итоги работы круглого стола, А.В. Оськин особо подчеркнул необходимость строгого соблюдения в данном деле законов Латвии и Российской Федерации, реализации принципов здоровой конкуренции. Он призвал участников рынка к взаимопониманию, стремлению идти на компромиссы при решении возникающих острых проблем в распространении русскоязычных изданий.

 

Пресс-служба АРПП