С приветственным словом к собравшимся обратилась исполнительный директор Ассоциации издателей периодики и книг (РВАА) – Лиза Скотт. Она сказала, что в настоящее время рынки печатных СМИ США и России сталкиваются с одинаковыми проблемами. Кризис 2009 года привёл к тому, что издатели, дистрибуторы и ритейлеры стали чаще идти навстречу друг другу в надежде единым фронтом противостоять негативным тенденциям. Рынок США переживает сложные процессы, вызванные вызванные снижением розничных продаж, миграцией пользователей в Интернет и уменьшением поступлений от рекламодателей. Главным врагом бумажных СМИ, по её словам, является не Интернет, а общее ухудшение экономической обстановки.
Операторам рынка традиционных СМИ, как в Америке, так и в России, приходится решать схожие задачи, заметила Л.Скотт. Именно поэтому главной целью российско-американского форума должны стать обмен мнениями и поиск новых путей развития рынка газет и журналов. Добавила, что американским коллегам будет интересно сравнить рынок периодики США с рынком Росси. Это позволит лучше проанализировать общий опыт и найти новые пути преодоления кризиса отрасли.
Выступивший на заседании экс-президент «Дистрипресс» Джон Кайзер отметил, что преодоление кризиса печатных СМИ – сложная задача, которую не под силу самостоятельно решить ни издателям, ни дистрибуторам. Поэтому выход необходимо искать сообща. Издатели и дистрибуторы должны вместе работать над общими проблемами. В качестве примера Д.Кайзер привел опыт сотрудничества на конгрессах «Дистрипресс», в ходе которых издатели и дистрибуторы из разных стран открыто обсуждают проблемы, обмениваются опытом преодоления трудностей. Многие из присутствующих сегодня в зале уже были на этих конгрессах.
Д.Кайзер напомнил, что «Дистрипресс» – одна из старейших международных организаций дистрибуторов прессы. Она была основана в 1955 году в целях решения проблем реализации периодических изданий и логистики. Сегодня перед дистрибуторами стоят другие проблемы - главным образом это маркетинг. Лишь сплотившись, издатели и дистрибуторы смогут не только выжить, но и закрепиться на новой высоте.
Завершая выступление, Д.Кайзер сказал, что делегация АРПП регулярно посещает конгрессы «Дистрипресс». Он выразил надежду, что эта традиция будет продолжена, а полученные во время конгрессов знания и позитивный опыт будут активно внедряться на российском рынке.
Обзор рынка газет США представила консультант по рынку газет К.Канг, которая дала характеристику читательской аудитории, раскрыла секреты стратегии издательского бизнеса, рассказала о структуре доходов в цифровом мире. Она сообщила, что в США проживает 309 млн. человек, из которых 80% - это городские жители. Из 1397 выходящих в Америке газет только три национальные (USA Today, Wall Street Journal, The New York Times), остальные издаются в регионах. При этом 869 наименований представляют ежедневные утренние газеты и 528 - ежедневные вечерние. Суммарный тираж газет составляет 46,3 млн. копий. Особенностью американского медиарынка является то, что 73,6% всех тиражей газет распространяются через подписку с доставкой на дом.
Как и во всём мире, основной доход издатели получают за счёт размещения рекламы, выручка от которой в общей структуре доходов составляет 80%. Причем 70% всех рекламных доходов поступают от продажи рекламных мест в воскресных выпусках. По словам выступающей, в последнее время наблюдается постепенное увеличение розничной цены на газеты. Главным образом это связанно со значительным сокращением рекламных доходов. В целом по рынку США рекламные доходы газет сократились с 49,4 млрд. долларов в 2005 году до 27,6 млрд. в 2010 году. Несмотря на миграцию пользователей в Интернет, ухудшение экономической среды огромное количество потребителей до сих пор предпочитают читать именно газеты.
На просьбу президента АРПП Д.В.Мартынова поделиться прогнозом относительно будущего газет К.Канг высказала мнение, что рынок газет, несомненно, изменится, но будет существовать всегда. Интернет не сможет полностью вытеснить бумажные СМИ, но рынок претерпит тектонические изменения. В настоящий момент бумажные СМИ проходят через такой же период развития, как и телевидение несколько десятилетий назад. Когда-то в США было только три общенациональных телеканала, сегодня их сотни и каждый специализируется на определенной тематике. Газеты также раньше были массовыми, сегодня газеты вынуждены специализироваться и искать свою «узкую» аудиторию.
Отвечая на вопрос директора по распространению ЗАО «Издательство «Российская газета» Л.И.Бортник о количестве в стране бесплатных газет, К.Канг сказала, что по сравнению с Европой рынок бесплатной прессы слабо развит в Америке. Даже в таком городе, как Нью-Йорк существует только одна еженедельная бесплатная газета – A.M. New-York. Таким образом, на долю бесплатных газет в США приходится менее 1% рынка.
Директор государственного предприятия «Пресса» В.В.Герасименко (Киев, Украина) поинтересовался, кто доставляет подписные тиражи на дом. На это К.Канг сказала, что в США большинство издателей ежедневных газет содержат собственную логистическую службу, в задачи которой входит доставка тиражей подписчикам и в торговые точки. Эффективность собственной логистики обусловлена высокой плотностью читателей, в США часто бывает, что половина жителей одной улицы могут выписывать одну и ту же газету.
С анализом рынка распространения журналов в США выступил председатель совета директоров РВАА, директор по розничным продажам ИД Hearst Вилл Михалопулос. Он пояснил, что цепочка дистрибуции периодики в Америке выглядит следующим образом: издатель – национальный дистрибутор – оптовик – ритейлер. Основные национальные дистрибуторы в США – Time Warner, Comag Group, Curtis Circulation. Оптовое звено представлено такими компаниями, как News Group, Source Interlink и Hudson News. Кроме того, некоторые оптовики забирают печать напрямую от издателя, минуя тем самым звено национального дистрибутора. К этим предприятиям можно отнести Ingram Periodicals, Selected Media и Media Solutions. На рынке дистрибуции печатных СМИ Америки продолжается процесс слияния и поглощений, в частности, в 1995г. в стране работало 7 национальных дистрибуторов, сегодня их 5, количество оптовиков за тот же период сократилось со 186 до 60 компаний.
Далее В. Михалопулос подробно остановился на экономике распространения бумажных СМИ. В качестве примера он продемонстрировал формирование цены на журнал стоимостью 3 доллара «на полке». В фиксированную розничную цену заложены доли национального дистрибутора – 0,12 доллара (4%), оптовика – 0,48 доллара (16%) и наценка ритейлера – 0,81 доллара (27%). На прибыльность бизнеса распространения негативно влияет высокий процент ремиссии – порядка 70%. Лишь один из трех журналов продается, два остальных – ремиссия.
Докладчик рассмотрел тенденции, свойственные рынку дистрибуции печатных СМИ. Сегодня в США происходит процесс консолидации всех предприятий, работающих с прессой. Если несколько лет назад наблюдался процесс консолидации оптового звена, то сегодня можно говорить о консолидации всех предприятий, работающих с прессой. Это объясняется резким сокращением продаж периодики за последние 5 лет. Начиная с 2008 года количество продаж упало на 45%. Как результат, во многих магазинах торговые площади, отведенные под прессу, заметно уменьшились. Вместо полок с журналами и газетами ритейлеры ставят стеллажи с чипсами, конфетами, снеками и т.д. Рецессия в экономике привела к тому, что люди стали реже ходить за покупками, а как известно, пресса – товар импульсной покупки.
Падение продаж происходит практически по всем сегментам дистрибуции - через супермаркеты, киоски, ларьки и т.д. Единственным каналом, который по итогам 2011года показал увеличение количества проданных экземпляров, стали дискаунтеры.
Вместе с тем, несмотря на снижение количества продаж, объём рынка в долларовом выражении сократился не так сильно благодаря увеличению розничной стоимости газет и журналов. Кризис привел к тому, что с рынка ушли слабые, низкотиражные журналы.
Весьма показательно, что все выступившие представители американского рынка СМИ с оптимизмом говорили о дальнейшей судьбе традиционных бумажных газет и журналов.
Пресс-служба АРПП