Рынок печатных СМИ России в цифровую эпоху

На XXII международной конференции АРПП в рамках российско-американского медиафорума с докладом «Рынок печатных СМИ России в цифровую эпоху» выступил президент АРПП Д.В. Мартынов. Положительно оценив доклады, представленные в ходе пленарных заседаний американскими коллегами,  Д.В. Мартынов высказал мнение, что настоящий медиафорум станет важной вехой в укреплении делового сотрудничества между двумя странами, позволит лучше узнать проблемы, которые решают издатели и дистрибуторы России и Америки.

Президент АРПП ознакомил американских партнёров с некоторыми аспектами развития российского рынка печатных СМИ. Под влиянием интернет-технологий в последние годы, заметил он, произошли кардинальные изменения привычек медиапотребления российских граждан, особенно молодёжи, что привело к необходимости пересмотра традиционной издательской и дистрибуторской бизнес-моделей.

Всего в России по состоянию на 1 января 2012  года общее количество зарегистрированных СМИ составило порядка 89 тысяч. Из них печатных  - более 65 тысяч, электронных – около 22 тысяч, информационных агентств – 1, 6 тысячи. При этом количество традиционных бумажных изданий за последние три года сократилось на 8 тысяч. 

Д.В. Мартынов проанализировал состояние российского рынка печатных СМИ в целом и каждого его сегмента в отдельности, рассмотрел динамику тиражей печатной прессы за последний период. Отметил, что за 3 года после кризиса 2008 года тиражи печатной периодики  снизились почти наполовину. Продажи сократились по всем тематическим категориям, за исключением группы «патворки».  Наибольшее падение зафиксировано по группам изданий: рекламные, детские и мужские издания. В то же время устойчивым оказался сегмент женских изданий. Падение тиражей в целом по категории не наблюдается, во многом за счёт появления большого количества специальных выпусков и  активного развития изданий низкого и среднего ценовых сегментов. Патворки в период 2008-2010 годов были единственной тематической группой, демонстрирующей активный рост, за это время прирост по реализованным тиражам составил более 40%.

Далее Д.В. Мартынов остановился на особенностях функционирования российского рынка подписки, годовой объём которого в настоящее время оценивается в 746 млн. долларов.  По его словам, специфика подписки на цифровые версии СМИ в России заключается в том, что лишь 24% интернет - пользователей готовы платить за контент. Таким образом, финансовый аспект пока является основным препятствием на пути платного потребления легального контента.

Вместе с тем, платный контент развивается. В качестве примера Д.В. Мартынов назвал журнал «Сноб», который через три года после запуска вышел на самоокупаемость. Среди российских деловых изданий одним из первых платный контент начал внедрять медиахолдинг "Эксперт" — в начале 2009 года. Сейчас платный доступ распространяется примерно на 15% контента журнала "Эксперт» и другие продукты холдинга. Доступом к закрытым материалам пользуются примерно 35-40% постоянных читателей "Эксперта". Газета "Ведомости" сделала платным доступ к своей полной электронной версии в июле 2011 года.  За 3 месяца 2011 года на онлайн приходилось уже 23% всей подписки на "Ведомости". 

Особое внимание в докладе было уделено так называемой «концепции 360 градусов». Было подчёркнуто, что, применяя данную концепцию, наилучшим образом сумели адаптироваться к новым условиям, усилить позиции на рынке в век цифровой революции такие компании, как агентство РБК, а также холдинги «Коммерсантъ» и «Комсомольская правда», цифровой киоск «Zinio».

Президент АРПП перечислил причины, которые, по его мнению, заметно влияют на развитие печатных СМИ и их дистрибуцию:

- Интернет; 

- мобильные и планшетные устройства для чтения цифрового контента;

- развитие персональных устройств для чтения, потребительское поведение читателей и низкая стоимость цифровых версий по сравнению с бумажными аналогами; 

- падение уровня доходов населения страны, вызванное экономическим кризисом 2008-2009 годов; 

- сокращение количества торговых объектов прессы;  

- изменение покупательских предпочтений читательской аудитории: отток в электронные СМИ, смещение интереса покупателей печатных СМИ в сторону развлекательной прессы низкой и средней ценовой категории.

В заключение Д.В. Мартынов выразил мнение, что объёмы потребления печатной прессы в ближайшем будущем будут сокращаться, но она обязательно останется атрибутом человеческой цивилизации.  

 

Пресс-служба АРПП