О ситуации с подпиской, тенденциях на украинском рынке периодики рассказал директор государственного предприятия по распространению периодических изданий «Пресса» В.В. Герасименко. Он сообщил, что в 2011 году в стране выходило 5252 наименования печатных изданий на украинском языке. Традиционные бумажные СМИ доминируют на рынке, несмотря на то что количество мобильных устройств для чтения контента превышает 1 миллион штук. Журналы и газеты, доступные для чтения в цифровом виде, «можно пересчитать по пальцам».
Рынок подписки на периодическую печать на Украине характеризуется достаточно высоким спросом со стороны населения и юридических лиц. По разным оценкам, удельный вес подписки в общих тиражах печатных СМИ составляет порядка 30%. При этом, если в 1999 году 62% тиража приходилось на местные издания, а 38% на общеукраинские, то в 2012 году это соотношение зеркально изменилось.
В.В. Герасименко перечислил тенденции, свойственные рынку подписки Украины - рост тиражей периодики с низким и средним уровнем стоимости, предоставление спектра дополнительных услуг по подписке (подписка по телефону, вызов почтальона на дом, доставка корреспонденции к оговоренному времени и т.д.), усиление роли Интернета, применение различных маркетинговых приёмов в целях увеличения аудитории подписчиков и т.д.
Несмотря на пессимистические прогнозы некоторых специалистов относительно будущего бумажных СМИ, ситуация, как считает В.В. Герасименко, не столь плачевна. Он убеждён, что существует большая группа потребителей, привыкших читать газеты и журналы. В пользу традиционных СМИ говорит и то, что многие издатели до сих пор не научились монетизировать контент цифровых изданий. По этой причине можно наблюдать, как цифровая газета мирно соседствует с бумажным аналогом.
На вопрос заместителя генерального директора ФГУП «Почта России» И.А. Мандрыкина о роли государства в формировании тарифов на доставку подписных тиражей, В.В. Герасименко ответил, что государство жёстко регулирует эти тарифы. Сегодня величина тарифа покрывает лишь 38% стоимости доставки подписных тиражей. Наряду с этим никаких компенсаций для компаний, работающих на этом рынке, не предусмотрено. В результате фирмы, осуществляющие подписную деятельность, вынуждены заниматься другими видами бизнеса, применять перекрестное субсидирование для поддержания направления подписки.
Сославшись на прозвучавшие в выступлении В.В. Герасименко наблюдения и оценки, А.Н. Петренко отметил, что рынки подписки России и Украины во многом схожи, на них происходят одинаковые процессы. Вместе с тем на Украине почта стремится и дальше развивать институт подписки, а государство, в отличие от российской практики, вообще никак не помогает развитию почты. В обеих странах подписка находится в состоянии неустойчивого равновесия и необходимо приложить массу усилий, чтобы удержать тиражи на текущих уровнях.
Директор коммерческого департамента ОАО «Агентство «Роспечать» И.Н. Юдина продолжила тему, отметив, что «Роспечать» уделяет внимание распространению периодики как по подписке, так и в розницу. Приоритет отдаётся распространению подписных тиражей через «Почту России». В то же время сегмент подписки через Интернет занимает незначительную долю в общей структуре данного направления деятельности. И.Н. Юдина призвала издателей и дистрибуторов активнее взаимодействовать, поскольку у них одна цель – не потерять подписчика.
Опытом работы по привлечению подписчиков, наращивания аудитории поделилась директор по распространению ЗАО «Издательство «Российская газета» Л.И. Бортник. Она рассказала о применяемых в компании способах оформления подписки через Интернет с использованием размещения на сайте газеты каталогов для юридических лиц и цифровой подписке на издания.
Директор ООО «ИД «Секрет» Л.А. Павлова сообщила, что возглавляемая ею компания занимается подпиской с момента основания. Сказала, что, по её наблюдениям, регионы с сильно развитой розничной сетью продаж прессы (Москва, Санкт-Петербург) обладают слабым подписным потенциалом, и наоборот, в городах и населённых пунктах, где количество розничных точек минимально, количество подписчиков находится на высоком уровне. Таким образом, между количеством подписчиков и количеством торговых точек по продаже бумажных СМИ наблюдается обратная зависимость.
Для увеличения подписных тиражей в издательском доме «Секрет» активно применяются различные маркетинговые акции. Особой популярностью пользуются подарки для новых подписчиков (книги, небольшие сувениры и т.д.), кроме того, хорошие результаты показывает фиксированная цена в течение длительного промежутка времени. Отвечая на вопрос украинского издателя А.А. Данюка о способах доставки подарков, Л.А. Павлова проинформировала, что подарки доставляются с помощью почты и, к сожалению, во многих случаях до подписчиков не доходят.
О мерах, применяемых почтовым ведомством по стимулированию подписки, рассказал заместитель генерального директора ФГУП «Почта России» И.А. Мандрыкин. Особый интерес вызвал его рассказ о карте лояльности для клиентов «Почты России», внедрение которой намечено на сентябрь 2012 года. Карта лояльности представляет из себя карту международной платежной системы, она обладает целым рядом уникальных особенностей, главным из которых является начисление 10% годовых на остаток средств на карте. Кроме того, на все покупки и услуги «Почты России» будут начисляться бонусные баллы, которые в дальнейшем можно будет потратить на подарок из специального к
аталога. Система сейчас проходит тестовые испытания в Нижнем Новгороде и вскоре будет растиражирована на всю Россию. При оформлении подписки пользователь будет получать дополнительные баллы, таким образом, ожидается увеличение интереса к подписке у населения.
Подводя итоги круглого стола, А.Н. Петренко дал высокую оценку состоявшемуся обмену мнениями по вопросу сохранения института подписки и эффективного взаимодействия этого вида дистрибуции прессы с розничными продажами. Издателям, подписным агентствам и «Почте России» необходимо объединить усилия по формированию у населения, и прежде всего молодёжи, потребности пользоваться услугами подписки, применять в этих целях новые механизмы стимулирования подписки, используя возможности Интернета и социальных сетей.
Пресс-служба АРПП