— 2011 год был для РБК довольно удачным, в то время как для медийного рынка в целом — не совсем. Почему так произошло?
— Наш рост в основном произошел за счет качественных кадровых решений, усиления имиджа компании и правильно выстроенных продуктов, маркетинга и продаж. Все в совокупности дало нам хорошие показатели по 2011 году. У нас газета РБК daily выросла на 45%, тогда как рынок рос на 7—8%. Рост по рекламе на РБК-ТВ составил 24%, в то время как телевизионный рынок прибавил 18%, а по медийной интернет-рекламе показатели были 67% против 45% по рынку. Мы сфокусировались на росте, и нам удалось увеличить EBITDA в шесть раз. До кризиса мы всегда росли лучше рынка, сейчас эта история возвращается — вот и все. Конечно, мы очень довольны результатами 2011 года. У компании огромный потенциал, и мы знаем, как еще вырасти в разы. При правильном управлении, при грамотном сочетании органического роста, поглощений и запуска собственных стартапов РБК может показать очень впечатляющие результаты в ближайшие три года.
— А почему только три года?
— 70% бизнеса — это Интернет, а это живой растущий организм, и за три года он очень сильно изменится. Поэтому когда кто-то говорит, что он знает, что будет с его медиа- или технологической компанией через пять-десять лет, я не верю. Все очень быстро меняется.
— Какой актив оказался наиболее прибыльным?
— Самый прибыльный бизнес компании на данный сайт rbc.ru. Он генерирует примерно столько же EBITDA, сколько весь холдинг. Это самый посещаемый и бизнес-, и одновременно новостной сайт в Рунете. Я не считаю новостных агрегаторов — мы не воспринимаем их как конкурентов. И он получает премиальную цену за свою аудиторию. Если говорить о других наших СМИ, то РБК daily и РБК-ТВ были убыточны в прошлом году, но уже в этом РБК daily выйдет в прибыль. «Салон-Пресс» и хостинговая компания также прибыльные проекты с хорошей для своих отраслей маржой.
— Рост показателей РБК-ТВ вы связываете с реформами, которые были проведены на канале. Продолжите ли что-то менять в будущем году?
— Мы рассчитываем, что канал выйдет на прибыль в следующем году, поскольку компания многое для этого сделала: построила очень качественные студии, технически переоборудовала телеканал, сменила «картинку» — словом, повысила качество вещания. И все это за очень небольшие для телевидения средства. Кроме того, мы подкорректировали сетку вещания, в эфире появились близкие по формату к ток-шоу передачи. Это уже положительно отразилось на рейтинге нашего телеканала, который вырос до 20 млн человек, и мы рассчитываем, что ситуация продолжит улучшаться.
— Выручка от продажи интернет-рекламы увеличилась на 67% в 2011 году, а рынок медийной рекламы вырос на 45%. Как вы думаете, продолжится ли эта тенденция в будущем? Будет ли увеличиваться разрыв между темпами роста выручки от интернет-рекламы и телевизионной рекламы?
— Если, например, взять Англию, то там уже давно от интернет-рекламы больше, чем в телевидении или прессе. У нас пока еще доминирует ТВ. Да, кризис 2008 года стимулировал рекламодателя направить свои бюджеты в интернет-сегмент и отказаться в некоторой части от телевидения и печатной продукции. По аутдор- и радиорекламе это ударило еще сильнее. Однако пока еще основные бюджеты закладываются на ТВ. Нужно порядка пяти лет, чтобы и в России интернет-реклама догнала телевизионную.
— Тогда, может быть, вам не нужна пресса и ТВ?
— На самом деле сейчас для эффективного роста и привлечения рекламы нужно предлагать комплексное решение. Ведь рекламодатель обычно использует все способы для того, чтобы доставить информацию до своего покупателя: и радио, и ТВ, и прессу, и Интернет. Вопрос только в пропорциях между этими носителями, то есть как он делит бюджеты. Именно поэтому если у медийного холдинга нет какого-либо из рекламных носителей, часть доходов уходит к конкурентам.
Сейчас телевидение и пресса нужны нам для получения больших бюджетов от наших рекламодателей, но в течение пяти лет все изменится. Единственным значимым рекламным носителем останется Интернет. Дело не только в том, где больший рост аудитории, дело еще в длительности смотрения. Люди все больше времени проводят в Интернете и все меньше времени уделяют просмотру телевизора.
— Интерьерные проекты РБК показали не слишком хороший рост. Считаете ли вы нужным как-то реформировать «Салон-Пресс»? Справедливы ли слухи о продаже этого подразделения?
— Мы думаем о его продаже давно, именно этим обусловлены низкие показатели этой компании. Если ты думаешь продавать актив — ты концентрируешься совершенно на других аспектах и показателях, нежели при его интенсивном развитии. На данный момент есть несколько предложений по продаже «Салон-Пресс», но окончательное решение по поводу продажи или непродажи ИД «Салон» совет директоров еще не принял. А раз пока нет окончательного решения, то и информацию о ценах раскрыть не могу.
— Планируется ли в ближайшее время изменение структуры активов РБК?
— Недавно мы закрыли три небольшие сделки, мы купили платформу для блогов «Огород», агрегатор скидок «Купон-гид» и сервис для покупателей «Заявка.ру». Кроме того, завершаем слияние компании Ru-Center с Hosting Community. Считаю, что это отличное приобретение для нашей компании, поскольку на Западе компании, занимающиеся веб-хостингом и доменами, оцениваются исходя из стоимости компании в семь-восемь оборотов. Мы же заканчиваем сделку из цены один оборот. Объединенная компания получит выручку в размере около 60 млн долл., а значит, справедливая стоимость только этой части нашего бизнеса будет на уровне 420 млн долл. Как вы понимаете, это больше, чем текущая капитализация РБК. Будут и другие покупки.
— А откуда будете брать деньги на поглощения?
— У РБК есть ряд ресурсов, доли в которых являются миноритарными или не профильными для компании. Совет директоров считает, что при интересных ценах их надо продавать и концентрироваться на профильных проектах, которые РБК контролирует. Так, например, РБК может продать свой 25-процентный пакет в одном из лидеров рынка онлайн-туруслуг Iglobe.ru или 74-процентный пакет в «РБК Мани». Но все зависит от предложения. Мы готовы продать эти активы, несмотря на их высокий рост, но только за хорошие деньги.
— Рассматривает ли РБК в будущем привлечение дополнительных для развития? Если да, то в каком виде? Возможно ли новое изменение акционерной структуры?
— Мы объявили о дополнительной эмиссии акций в начале этого года. ОНЭКСИМ уже заявил, что готов выкупить 51% допэмиссии, чтобы не размывать свою долю. Вместе с ним более 70% текущих акционеров заявили, что готовы участвовать в эмиссии. Но пока у нас не объявлено начало размещения, так что мы можем это реализовать как осенью текущего, так и в начале следующего года.
Источник: РБК daily