Высшая школа выживания для полиграфических комбинатов

За последний месяц в редакцию “Солидарности” поступили тревожные сигналы от профсоюзных первичек нескольких полиграфических комбинатов и типографий из разных областей: работникам задерживают и не индексируют заработную плату, занижают процент премиальных, не выплачивают или задерживают отпускные. Везде ситуации очень похожи, и, по интересному стечению обстоятельств, у всех этих предприятий единая управляющая организация - издательство “Высшая школа”. Корреспондент “Солидарности” изучил тонкости современного “эффективного менеджмента” на каждом отдельно взятом полиграфическом комбинате.

СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

В то время как в России прошла громкая реформа образования, с введением ЕГЭ и стимулирующих выплат преподавателям, как-то тихо и незаметно претерпела серьезные структурные изменения и полиграфическая отрасль, а именно предприятия, специализирующиеся на выпуске книг для всех видов российских общеобразовательных учреждений. До определенного времени существовало несколько издательств и полиграфических предприятий, печатавших учебники, тетради, атласы и прочее и напрямую подчинявшихся “Роспечати”.

В 2010 году все изменилось. Распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом было принято решение передать ряд предприятий: Тверской полиграфкомбинат детской литературы, Смоленский полиграфический комбинат и областную типографию им. В.И. Смирнова, саратовский полиграфический комбинат, Тульскую типографию, издательства “Детгиз” и “Просвещение” - в единоличное управление ОАО “Издательство “Высшая школа”. До мая 2007 года издательство “Высшая школа” было не чем иным, как федеральным государственным унитарным предприятием Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Таким образом, возник полиграфический холдинг, который объединил крупнейшие предприятия, выпускающие учебную литературу.

Распространенная в последнее время идея правительства передавать управление госпредприятиями в руки так называемых “эффективных менеджеров” в нашем случае оказалась для большинства предприятий пагубной. Но обо всем по порядку.

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ. ТУЛА

Тульской типографии в прошлом году исполнилось 45 лет. В лучшие годы (которые, кстати, были не так давно), до перехода под управление “Высшей школы”, на предприятии работало около пятисот человек. Сейчас - всего 350.

- Под крыло новой управляющей организации мы попали в ноябре 2010 года. До этого мы были вполне самодостаточным, прибыльным предприятием. Теперь же комбинатом руководит управляющий директор, назначенный “Высшей школой”, а люди доведены до бесправного, почти нищенского состояния, - рассказала корреспонденту “Солидарности” председатель профкома ОАО “Тульская типография” Людмила Воронкина.

По словам нашей собеседницы, прежнее руководство проводило индексацию заработной платы в соответствии с отраслевым тарифным соглашением, но теперь индексации нет уже почти два года. Средняя зарплата, как и два года назад, осталась на том же уровне - 15 тысяч рублей в месяц, а по некоторым специальностям - и того меньше. Да еще аванс у некоторых сотрудников составляет всего 2 - 3 тысячи рублей. И это при том, что сами сроки выплаты с начала 2011 года были самовольно перенесены управляющей компанией с начала каждого месяца на 15-е число (зарплата) и с 20-х чисел на 30-е (аванс), с чем профком вынужден был согласиться в июле 2011 года. Как на эти деньги прожить следующие 15 дней до зарплаты, с учетом платежей за квартиру, детский сад, кредиты и прочую “бытовуху”, - остается загадкой.

- При этом интенсивность труда резко возросла, - сетует Воронкина. - Наш основной и самый крупный клиент - издательство “Эксмо” - обеспечивает четверть выпускаемой продукции, но больше трети заказов идут через посредников. Работать приходится в три смены и в выходные дни.

Как же так получается, что работы море, а денег в карманах работников больше не становится?

- Мы обращались с этим вопросом к руководству, но нам ответили, что запланированных денег на повышение зарплаты у них нет, - пояснила предпрофкома ОАО “Тульская типография”. Как и во всех крупных холдингах, нынешние директора комбинатов “Высшей школы” - просто ставленники, исполняющие волю головной компании.

- Мы жаловались на эти факты, писали в трудинспекцию. Нас поддержали работники других полиграфических комбинатов, входящих в холдинг, - рассказывает Воронкина. - И когда “поднялась волна”, управляющая организация спустила так называемое “письмо счастья”, в котором работники комбината должны были расписаться - признать адекватность и правильность проводимой холдингом политики. Мы это письмо фактически не подписывали.

Это письмо встретится нам еще не раз. Вот краткие итоги непродолжительной деятельности управляющей организации в Тульской типографии: новое оборудование закуплено не было, траты на нужды предприятия уменьшились, заработная плата работников стала ниже средней по области.

- Людей как будто специально подталкивают к увольнению, - говорит Людмила Воронкина. - Мы ничего не знаем о своей дальнейшей судьбе. По слухам, предприятие могут просто продать, и совершенно необязательно его будущее окажется связанным с полиграфией. Сегодня очевидно, что мы принесли бы государству гораздо большую пользу, если бы были самостоятельными, как раньше.

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ. ТВЕРЬ

Тверской полиграфический комбинат детской литературы по количеству работников является одним из крупнейших в нашем обзоре - там трудятся около 1100 человек. Тем не менее проблемы, возникшие на предприятии с приходом новой управляющей организации, почти как под копирку повторяют негативный опыт Тульской типографии, поэтому мы не будем повторяться насчет отсутствия индексации, мизерных авансов и т.д.

- А зачем изобретать велосипед, схема-то работы у них везде одинаковая, - заявил корреспонденту “Солидарности” председатель первичной профорганизации ОАО “Тверской полиграфический комбинат детской литературы” Александр Хромов. - Несмотря на наличие заказов, заработная плата абсолютно непропорциональна трудозатратам.

Как пояснил лидер профактива комбината, с приходом управляющей компании на предприятии в дело пошло понятие “бюджет”. Оно должно было упорядочить, дисциплинировать и уравновесить подход к балансу доходных и расходных статей. Несмотря на то, что в случае обоснованных отклонений от определенных в бюджете расходных объемов возможна и необходима корректировка, администрация комбината пошла другим путем. Когда появляется “дельта” (нехватка) между бюджетом и обязательствами по договорам с поставщиками (материалов/услуг), вместо корректировки бюджета и оплаты поставщикам в полном объеме (например, в случае роста цен на материалы) принимается решение о выплате только в том размере, который был предусмотрен, и переносе обязательств на последующие периоды. Обязательства накапливаются, как снежный ком и ведут к неизбежным перебоям (поставщики прекращают поставку материалов, в результате чего приостанавливаются отдельные линии комбината) или судебным процессам.

Проблема с понятием “бюджет фонда заработной платы” руководителями решена еще изящнее. Фонд заработной платы в упрощенной схеме выглядит как размер месячного оклада/выработки, увеличенный на 20% (базовый процент премии, заложенный в себестоимость продукции) и помноженный на количество персонала. В случае же, когда расходы на оплату труда ввиду отработки людьми сверх положенного по нормативам (выходные, праздники) должны быть увеличены, администрация не корректирует бюджет. Вместо этого она, используя оговорку в коллективном договоре, что руководитель предприятия может увеличить/уменьшить базовую премию, уменьшает премию для попадания в рамки бюджета. То есть использует прописанное в колдоговоре положение для уменьшения премиальных!

- Средняя заработная плата на комбинате составляет примерно 18 тысяч рублей, но эта цифра во многом искусственная, - подчеркнул Хромов. - Топ-менеджеры, ИТР получают намного больше денег, чем простые работники.

Естественно, ситуация на предприятии получила отражение во множестве писем, направленных организациями (профком обком и ЦК) профсоюза работников культуры на все уровни государственной власти и в госорганы по надзору за соблюдением трудового законодательства. Активная деятельность профсоюза вынудила администрацию предприятия издать локальное “письмо счастья” (оно имеется в распоряжении “Солидарности”). В письме работодатель подчеркивает, что “опыт уже доказал, что подобная практика, применяемая Управляющей компанией, зарекомендовала себя наилучшим образом. С учетом падения рынка полиграфических услуг, альтернативы необходимости контроля над издержками на сегодняшний день нет”.

По нашим сведениям, на момент написания данного материала напряженная ситуация на предприятии несколько спала, в частности, в этом месяце (марте) деньги работникам были выплачены в срок. Дай бог, чтобы и дальше изменения были только в лучшую сторону.

ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ. СМОЛЕНСК-1

Самое тяжелое положение в настоящий момент - в Смоленской типографии. При подготовке материала все собеседники “Солидарности” (в том числе и из других регионов) как один подтвердили информацию о том, что в коллективе предприятия зреет идея провести забастовку. Все - кроме... председателя профкома ОАО “Смоленская областная типография им. В.И. Смирнова” Людмилы Воронич.

- У нас нет абсолютно никаких проблем, - кратко, но емко заявила Воронич корреспонденту газеты. - Задержек зарплат нет, все колдоговорные обязательства и нормы по безопасности труда выполняются. У нас все хорошо!

На самом деле - это характерная реакция, лишь подчеркивающая остроту проблем на предприятии. Но страх перед работодателем иногда берет верх.

- По моей информации, определенные проблемы в областной типографии, конечно, были. Это пусть и незначительные, но задержки выплаты заработной платы, смещение графиков выплат, - рассказала нам председатель Смоленской областной организации профсоюза работников культуры Светлана Елисеева. - Я связывалась с Людмилой, мне она тоже сказала, что сейчас проблем у них, по сути, нет... По-человечески ее понять можно, она - неосвобожденный председатель профсоюзной организации. Люди боятся за свою работу.

История поучительная, но делать выводы о том, кто прав, а кто нет, - не наше дело. Наша задача - излагать, поэтому перенесемся на другое смоленское полиграфическое предприятие, где на общем фоне ситуация почти идеальная.

ИСТОРИЯ ЧЕТВЕРТАЯ. СМОЛЕНСК-2

Смоленский полиграфический комбинат - самый крупный по объемам выпускаемой продукции, попавший в наше поле зрения. На предприятии трудятся около 1100 человек (в пик сезона, летом, доходит и до 1200). Предприятие, где все хорошо.

- Да, у нас были задержки заработной платы, но незначительные, и только в марте прошлого года, - сообщила корреспонденту “Солидарности” председатель профкома ОАО “Смоленский полиграфический комбинат” Галина Беспалова. - В отличие от ситуаций на других предприятиях холдинга, о чем нам рассказывают коллеги, у нас сегодня задержек нет, аванс выплачивается полностью и вовремя, как и отпускные. Все колдоговорные обязательства соблюдаются.

Более того, по словам нашей собеседницы, в прошлом году на оздоровление работников и детские путевки руководство выделило 1,25 млн рублей, в этом году тоже заложены средства на льготный отдых для сотрудников полиграфкомбината. Работникам, попавшим в затруднительное положение, например в связи с болезнью или смертью родственников, выплачивается материальная помощь - до 50 тысяч рублей. За выслугу лет ветеранам предусмотрены единовременные поощрения (до 10 тысяч рублей). За время присутствия новой управляющей организации сокращения на предприятии не производились.

- Были отремонтированы столовая, конференц-зал, вестибюль, - отметила Беспалова. - Запланирован ремонт технических помещений. С приходом “Высшей школы” хуже точно не стало.

Кстати, “письмо счастья” приходило и на Смоленский полиграфкомбинат, его подписали около 170 человек. Остается только догадываться, почему все сливки от новой управляющей организации достались именно этому комбинату. На самом деле нужно только порадоваться за уважаемое предприятие.

ИСТОРИЯ ПЯТАЯ. САРАТОВ

Попав под крыло “Высшей школы”, саратовский полиграфический комбинат накрыла точно такая же эпидемия “болячек”, как и тульское и тверское предприятия.

- В 2010 у нас впервые за долгое время появились задержки зарплаты, длившиеся иногда и по два месяца, - вспоминает председатель первички ОАО “Саратовский полиграфический комбинат” Лариса Фадеева. - При этом индексация зарплаты не производилась, средняя зарплата составляла 10 тысяч рублей, а то и меньше. На вопрос, почему так, нам отвечали: Москва не дает денег.

Новое руководство проводило сокращения численности рабочих: если до 2010 на предприятии трудились порядка 700 человек, то сейчас - около 500. И опять же: по словам Фадеевой, при возросшей интенсивности труда людям платили меньше, а недовольных увольняли. Поднявшаяся в начале прошлого года справедливая волна возмущения работников вызвала уже известную нам реакцию руководства: “письмо счастья”, в котором работа “Высшей школы” описывалась исключительно с положительной стороны.

- Прежнего директора незаконно уволили и назначили нового, от “Высшей школы”, - рассказывает Фадеева. - Он неплохой, в общем-то, человек. Когда мы ему объяснили, почему не будем подписывать это письмо, он не стал настаивать.

Через два месяца и директор был уволен управляющей организацией - “по собственному желанию”.

В это время за комбинат развернулась настоящая война. Профсоюз написал море писем во все инстанции, вплоть до правительства России, о ситуации на предприятии после прихода нового собственника. К делу подключился не только ЦК профсоюза работников культуры, но и администрация Саратовской области.

Что во многом удивительно, профактивистов и коллектив комбината ждал успех. Сначала решением саратовского городского суда на работе был восстановлен прежний директор комбината, затем на уровне Росимущества состоялась серьезнейшая встреча, на которой был поднят вопрос о выходе предприятия из холдинга.

- 15 декабря прошлого года мы увидели решение Росимущества, согласно которому мы перешли под его крыло и больше не зависели от “Высшей школы”, - делится впечатлениями Фадеева. - Это было настоящее счастье.

По мнению нашей собеседницы, по объемам производства саратовский комбинат выходит на прежний уровень, этот год обещает быть для всех хорошим.

- Мы объединили усилия и вместе добились успеха, - сказала “Солидарности” председатель Саратовской областной организации работников культуры Вера Дмитриева. - Это была очень тяжелая борьба, но главное - ничего не бояться. Мы использовали все возможные рычаги для достижения успеха. Кстати, мы предлагали объединиться коллективам других предприятий холдинга, потому что эффект совместного воздействия на работодателя всегда сильнее, но они по разным причинам не пошли на это. Теперь они вынуждены с проблемами справляться в одиночку, как и мы в свое время. Надеюсь, наш опыт им поможет.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

В своем обзоре мы не упомянули два издательства - “Детгиз” и “Просвещение”. Это неслучайно. Когда происходит нечто подобное тому, что отмечено на тверском и тульском полиграфических комбинатах, когда смотришь на то, как саратовские печатники остервенело добивались свободы от “Высшей школы”, невольно возникает вопрос: почему?

Внятного ответа нет. По всем признакам (сокращение численности, мизерная зарплата, постоянное дергание работников по поводу отпускных и премиальных) это похоже - подчеркиваем, только похоже! - на преднамеренное сбивание цены на предприятие. Так ли это? И зачем? Не знаем. Что это - попытка “выхолащивания” комбинатов с целью последующей продажи, на фоне процветающего Смоленского полиграфкомбината, который, видимо, пока нужен? Похоже на то, но - опять же, не знаем, потому и не утверждаем.

Но хотелось бы отметить одну деталь, возвращаясь к издательствам. Генеральный директор “Высшей школы” Леонид Алексеев по совместительству является вице-президентом по инвестиционной политике ЗАО “Олма медиа групп”. А это совсем другой уровень - международный. Это одна из крупнейших российских книгоиздательских компаний, в элитных авторах которой - Борис Акунин и Сергей Михалков. Это основатель крупнейшей в Рунете легальной электронной библиотеки. Это миллионные тиражи и прибыли.

А издательство “Просвещение” - крупнейшее в России издательство учебно-методической литературы. В конце минувшего года оно перешло в состав холдинга “Олма медиа групп”. Что интересно, полномочия “Высшей школы” в качестве управляющей организации “Просвещения” были прекращены распоряжением Росимущества от 15 декабря 2011 года - аккурат в тот же день, когда Саратовский полиграфический комбинат получил свободу.

Отсюда становится понятно, чьи интересы могут - подчеркиваем, могут! - учитываться “Высшей школой” при принятии решений в отношении полиграфических предприятий, о которых мы рассказываем. То есть кому может быть полезен крупнейший по объемам производства печатной продукции Смоленский полиграфкомбинат, а более мелкие - не очень.

Выводы делать не будем, но все-таки скажем: вот сейчас за выпуск учебной литературы для самых разных образовательных учреждений России и за людей, которые проходят высшую школу выживания, становится по-настоящему страшно. Потому что эта партия, судя по всему, разыгрывается на самом верху.

Комментарии

Александр ЗАДОРОЖНЫЙ, начальник управления полиграфических предприятий ОАО “Издательство “Высшая школа”:

- Индексация заработной платы на предприятиях нашего холдинга проводится ежегодно, в среднем на 7,4% по основным и на 7,5% по рабочим профессиям. Последняя плановая индексация была 1 января 2012 года. Что касается переносов сроков выплаты аванса и заработной платы, то мы просто перешли на подекадную систему учета, и, таким образом, сроки выплат сместились всего на один-два дня. Саратовский полиграфический комбинат вышел из холдинга, потому что администрация области хотела сохранить над ним контроль. Это нормальное явление: предприятие перешло от одного собственника к другому, хотя за 2011 год нам удалось существенно снизить кредиторскую задолженность комбината, увеличить объемы выпускаемой продукции.

Александр СУДАКОВ, заместитель председателя российского профсоюза работников культуры:

- Ситуация на некоторых предприятиях холдинга “Высшая школа” действительно сложилась непростая. Насколько нам известно, серьезные проблемы испытывают Тульская типография, Тверской полиграфический комбинат детской литературы. Тем не менее, в каждом конкретном случае нужно разбираться отдельно. Первичная профорганизация и соответствующий обком должны собрать достаточную аргументацию для того, чтобы мы совместно выходили с этими проблемами на более серьезный уровень - так, как это было в случае с Саратовским полиграфкомбинатом. Там доходило даже того, что люди работали по три дня в неделю, но благодаря слаженным действиям профсоюза, регионального руководства нам удалось добиться выхода Саратовского полиграфкомбината из холдинга. Ситуация на предприятии постепенно выправляется.

Глеб Савин

Источник: Солидарность