Прогнозы развития медиаотрасли до 2024 года

В ходе второго заседания российско-американского медиафорума в Нью-Йорке американские коллеги презентовали ряд докладов, раскрывающих особенности функционирования издательского и дистрибуторского бизнеса США. Заседание открыла исполнительный директор РВАА Л. Скотт, которая представила докладчиков от двух американских медиа ассоциаций - Ассоциации издателей периодики и книг (РВАА) и Ассоциации издателей журналов Америки (МРА).  

Президент ассоциации национальных дистрибуторов прессы, признанный эксперт в области дистрибуции товаров через сети супермаркетов Дж. Линч выступил с докладом «Анализ аудитории и статистика розничных продаж журналов».  По его словам, рынок розничных продаж прессы по итогам 2011 года в стоимостном выражении оценивался в 3,5 млрд. долларов. Хотя этот показатель претерпел незначительные изменения, издателям и дистрибуторам приходится решать новые проблемы.Наибольшее давление на продажи периодики оказывает плохая экономическая обстановка, в результате чего люди стали реже ходить по магазинам. Сегодня это понимают не только производители товаров, но и конечные продавцы. Именно поэтому растёт популярность использования купонов, карт постоянного покупателя и рекламы в магазине.

Воздействие на ритейл -  жизненная необходимость, газетам и журналам приходится конкурировать с другими товарами за место на полке. Многие магазины в разы сократили торговые площади под периодику. По некоторым подсчётам, продажи газет и журналов занимают менее 0,5% общих продаж супермаркетов. 

С докладом  «Бизнес-модель для средних издательских домов - контент, читатели, структура доходов, распространение печатных и электронных изданий» выступил президент Ассоциации издателей периодики и книг (PBAA), руководитель Taunton Press Джей Аннис, который рассказал о деятельности своего предприятия. 

В отличие от большинства компаний финансовая модель деятельности  издательского дома строится не на привлечении рекламных доходов, а на получении выручки от розничных продажах. Большинство издательских домов Америки имеют от размещения рекламы 65% от общего размера полученных доходов. Чтобы обеспечить такие объёмы поступлений они сильно  занижают стоимость подписки, предлагая скидки в размере 70%-80%. В Taunton Press всё по-другому, максимальный размер скидки от первоначальной цены подписки в редких случаях достигает 30%.

Дж. Аннис заметил, что возглавляемое им издательство размещает только тематическую рекламу, которая логично вписывается в общую стратегию подачи контента. Благодаря высококачественному контенту пользователь готов покупать журнал по высокой цене. 

Издательский дом применяет «стратегию 360 градусов», т. е. помимо журналов издает книги, DVD, владеет тематическими онлайн-ресурсами. Журнальный контент часто используется для создания книг. Аналогичным образом компания работает на рынке видеоконтента, записанные ролики для веб-сайта в дальнейшем используются для наполнения DVD. 

Падение продаж в сетях супермаркетов вынудило компанию искать новые пути дистрибуции журналов. Результатом этих поисков стали неплохие показатели в случае размещения издания о работе с деревом WoodWorking в магазинах по продаже пиломатериалов. 

Дополнила сообщение Дж. Анниса вице-президент по потребительскому маркетингу Taunton Press Нэнси Халлберг, которая представила  доклад «Маркетинг книг, журналов и других потребительских товаров».  Большинство постоянных читателей бумажных журналов Taunton Press, сказала она, первый раз познакомились с ними в Интернете. Более 60% аудитории сайтов издательского дома –  это пользователи, впервые посетившие ресурс. Поэтому издательский дом размещает на сайтах высококачественный контент, проводит поисковую оптимизацию и активно работает в социальных сетях. 

Дж. Аннис озвучил также доклад «Анализ сегментов распространения и продаж журналов в Канаде».  Выступающий  отметил, что по сравнению с рынком печатных СМИ Америки рынок Канады выглядит лучше, темпы падения розничных продаж периодики в Канаде в два раза меньше, чем в США. Вместе с тем имеются и схожие тенденции – реализация прессы в  супермаркетах снижается, идут процессы консолидации операторов рынка в целях снижения издержек.

На заданные представителями российской делегации вопросы Дж. Аннис ответил, что показатель ремиссии в Канаде составляет 34%, новые издательские проекты благодаря государственной поддержке первое время облагаются налогами по пониженной ставке. 

Представитель немецкой компании Media Carier  Свея Дагор рассказала об опыте дистрибуции цифровых газет и журналов на территории аэропортов и отелей.  

С докладом «Журналы и бумажные СМИ в эпоху планшетных компьютеров, электронных книг и Google» выступил старший аналитик MediaIdeas Дэвид Ренард, который рассказал о последних тенденциях в издательском деле. В стоимостном выражении рынок журналов США, по его словам, в 2007 году составлял 44 млрд. долларов. Согласно прогнозу Д. Ренарда, рынок достигнет «дна» в размере 30 млрд. долларов в 2014 году. Затем ожидается постепенный рост до 35 млрд. долларов. В 2020 году рынок журналов полностью изменится и перейдет в качественно новое состояние из бумажных в цифровые СМИ. Цифровые издания будут постепенно увеличивать свою долю на рынке. Если в 2007 году доля цифровых СМИ не превышала 10%, то в 2020 году она составит 58%. Столь значительные изменения станут возможными благодаря развитию рынков смартфонов и устройств для чтения цифрового контента. 

По мнению докладчика, в настоящий момент меняется культура использования Интернета для получения информации. Пользователи отказываются от стандартных браузеров в пользу специализированных приложений для планшетных компьютеров. 

С докладом «Государственное регулирование, антимонопольный закон , интеллектуальная собственность, копирайт» выступила Ви Ван Чин, адвокат Ассоциации издателей периодики и книг (PBAA). Она рассказала об особенностях законодательных актов США в области издательского и распространительного бизнеса. Подробно осветила вопросы законодательства в различных штатах, систему налогообложения и систему антимонопольного законодательства, а также юридические особенности взаимоотношений между издателями и дистрибуторами.

Подводя итоги российско-американского форума, председатель правления АРПП А.В. Оськин отметил, что российские издатели и распространители получили от американских коллег богатейший информационный материал о реальном опыте решения проблем по бизнесу, познакомились с прогнозами развития отрасли на ближайшие 10 лет. Всё это поможет российским участникам форума адекватно отвечать на вызовы времени. Он поблагодарил американских организаторов мероприятия за высокий уровень представленных докладов.

Президент АРПП Д.В. Мартынов вручил каждому выступающему от американской стороны благодарственные дипломы и памятные подарки от АРПП.

 

Пресс-служба АРПП