На рынке печатных СМИ продолжается рост цен

Мониторинг российского рынка печатных СМИ, проведенный в конце марта 2012 года, показал, что розничные цены на печатную продукцию продолжили расти. За 1 квартал 2012 года рост цен был умеренный и составил около 4%.

В январе цены практически не изменились, рост составил чуть менее 1%. Основное увеличение цен пришлось на конец февраля-март. Согласно статистике продаж, наиболее высокий спрос на печатную продукцию отмечается в феврале-апреле. Часто первая волна повышения цен приходится на этот период.

Инициаторами роста цен в 1 квартале 2012 года были издательские дома. Несмотря на рост рекламных поступлений  в сегмент прессы в 2011 году, сдержать увеличение издержек производства удалось немногим.   

Оптовое и розничное звено рынка дистрибуции транслировало повышение цен покупателю. Если сравнивать интенсивность роста цен в различных сегментах рынка распространения прессы, то цены на периодику интенсивнее росли в супермаркетах. Так, рост цен в киосковых сетях в 1 квартале 2012 года составил около 1-2%, в супермаркетах – 5-8%.  

В киосковых сетях цены выросли на 1/3 ассортимента. При этом на другую часть ассортимента (порядка 20-25%) цены были снижены на 2-5%. В основном корректировка цен в сторону снижения прошла в сегментах «Рекламные журналы» («Недвижимость и цены», «Автомобили и цены», «Красота и здоровье» и другие)  и «Глянцевые журналы с ценой более 75 руб.» («Psychologies», «Vogue», «Women’s Health», «Burda», «GQ», «Forbes» и другие). 

В супермаркетах цены выросли на 20% ассортимента, снижения цен на прессу в ходе мониторинга зафиксировано не было. 

Основным драйвером ценового роста стала группа «Патворки». Патворки уже давно заняли уверенные позиции на рынке, интерес читателей не угасает, о чем свидетельствуют высокие продажи изданий. Их содержание охватывает широкий спектр интересов и носит как развлекательный, так и обучающий характер. В конце 2011 – начале 2012 года вышли в свет 12 новых серий патворков.  Первые номера журналов продавались по низкой специальной цене. Со второго-третьего номеров цены увеличились в два и более раз. 

Цены выросли на детские журналы, в среднем на 8%. Всего цены повышены на 15 детских изданий. Среди них - «Смешарики», «Феи», «Лунтик», «Принцесса» и другие. 

В остальных тематических группах журналов и газет повышение коснулось 10-15% ассортиментного перечня, при этом цены были увеличены от 2 до 10%. Среди женских журналов цены значительно выросли на издания «Здоровье от природы»,  «Cosmo.Психология», «Mini», «Женские секреты» и другие. Среди автомобильных изданий дороже стали стоить издания «OFF-ROAD DRIVE», «TOP GEAR», «Автопанорама», «Клаксон» и   другие. 

Ожидается, что во втором квартале 2012 года розничные цены продолжат расти, но рост их будет умеренным, в размере инфляционных ожиданий.

Посмотреть мониторинг розничных цен на печатную продукцию

Экспертная группа АРПП