Доклад о ситуации на рынке прессы представил на проходившем в Российской академии народного хозяйства и госслужбы деловом форуме "Качественная пресса России и перспективы ее развития" замначальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати РФ Геннадий Кудий. По его словам, оборот рынка прессы в минувшем году составил 112,8 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 4,5%. "С учетом инфляции рост - условный", - резюмировал г-н Кудий. Крупнейшим источником доходов стала реклама (47,7 млрд. рублей), однако выручка от нее оказалась более чем в 1,5 раза меньше, чем в 2008 году (74,5 млрд.). При этом в России зарегистрированы 70,5 тыс. изданий, тогда как, к примеру, в США выходят лишь две тыс. "В России журналистов больше, чем в Америке", - объявил ГеннадийКудий и добавил, что ресурсов для стольких СМИ в стране нет.
Доходы от рекламы в Интернете в минувшем году были больше, чем в прессе, - 49,3 млрд. рублей. Однако, по словам г-на Кудия, большая часть этой суммы (31,3 млрд. рублей) - это выручка от контекстной рекламы, которая "в газетах рекламой не считается". Кроме того, по утверждению докладчика, ни одного прибыльного интернет-издания не существует ни в России, ни в мире, а основным источником доходов издателей остается бумага. Известны даже случаи, когда отказавшиеся от бумажных версий издания снова их возрождали.
Те же, кто активно развивает интернет-версии изданий, получают от них лишь незначительную часть дохода: "4% у наиболее продвинутых издательских домов".
Распространенность Интернета, по словам г-на Кудия, переоценили, поддавшись на доводы интернет-индустрии, деятели которой стремились представить свой бизнес как можно масштабнее: "Интернету было выгодно хоронить нас". Докладчик привел данные недавних опросов "Левада-Центра" и ФОМ, из которых следовало, что 62% взрослого населения страны Интернетом не пользуются, а основным источником информации Сеть считают лишь 22% россиян.
Причем Россия здесь не исключение. Не пользуются Интернетом более половины жителей таких европейских стран, как Греция и Болгария, а в целом по Евросоюзу никогда не выходили в Сеть более четверти (26%) взрослых европейцев.
Убедив собравшихся, что будущее надо связывать не с электронными версиями, а с бумажными, Геннадий Кудий перешел к тому, как обеспечить их благополучие. Пока что подписка сокращается (на 1% за минувший год), но "это связано с вымиранием населения, которое газеты читало", а "на смену ему приходят мигранты, которые с русским языком не очень знакомы". Снижение же розничных продаж связано с тем, что "реформы по распространителям только бьют", тогда как "в Европе пресса дает киоскам только 30% выручки, а остальное - от сопутствующих товаров", и "это позволяет бизнесу увереннее стоять".
Председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин пошел еще дальше и призвал брать пример с Чехии, где газетным киоскам разрешили торговать пивом, после чего киосков прессы открыли столько, что Чехия стала наиболее насыщенной ими страной Европы - один киоск на 400 жителей: "Купил пиво и две газеты, и всем хорошо". Еще одно предложение г-на Оськина - принять закон о государственной поддержке СМИ, поставивший бы все издания в равные условия по возможности получения государственных дотаций, - вызвало бурные аплодисменты.
На форуме также подвели итоги конкурса "Золотой фонд прессы". Председатель оргкомитета конкурса и гендиректор издательского дома "Журналист" Геннадий Мальцев сообщил, что многие издания отсеяли "в силу желтизны", а также тяготения к экстремизму, причем изданий, чьи публикации находятся "на грани экстремизма", в провинции больше, чем в столице. Всего же знак "Золотой фонд прессы" получили 308 изданий, в том числе "Новые Известия", а главный редактор нашей газеты Валерий Яков победил в конкурсе "Главный редактор года".
Александр Васильев
Источник: Новые известия