Причиной этого обращения стала поверхностная проверка Генеральной прокуратуры деятельности прокуратуры Саратовской области в сфере взаимодействия со СМИ. Главреды саратовских изданий не так давно обращались к генпрокурору Юрию Чайке, чтобы тот дал оценку прокурору областиВладимиру Степанову, соответствует ли он занимаемой должности. Судя по ответу из Генпрокуратуры, проверка была сымитирована на основании информации, полученной от самих проверяемых. Поняв, что принцип круговой поруки в правоохранительной системе России незыблем, журналистам остается лишь взывать к тому, кто в этой стране решает все.
Приводим полный текст письма главных редакторов.
Уважаемые читатели!
Уважаемый Владимир Владимирович!
Мы, редакторы саратовских СМИ, считаем важным опубликовать открытое письмо, адресованное преданным читателям и зрителям, – тем, кто искренне ценит и доверяет нашей журналистской работе. Копия документа будет отправлена председателю правительства РФ, избранному президенту Владимиру Путину. Причиной, побудившей выступить с настоящим обращением, стала убежденность в том, что только политическая воля высшего руководства страны, солидарность и деятельное участие общества способны заставить сотрудников правоохранительных органов добросовестно и бескорыстно исполнять свои служебные обязанности. Применение иных методов гражданского и государственного контроля над силовыми структурами следует признать бессмысленным – легче найти общий язык с воинственным племенем туарегов, чем быть услышанными системой, которой мы поручили охранять дарованные Конституцией права. Примером демонстративного нежелания реагировать на грубые нарушения закона можно считать деятельность прокуратуры Саратовской области. Данный тезис на минувшей неделе наполнился богатым содержанием: из Генпрокуратуры России пришел ответ на коллективное обращение журналистов, ходатайствовавших перед Юрием Чайкой о проверке главы регионального надзорного ведомства Владимира Степанова на соответствие занимаемой должности. Текст письма из Москвы позволяет предположить, что саратовские прокуроры готовы не только закрывать глаза на беззаконие, но и дезинформировать федеральное руководство.
Напомним, что 9 февраля 2012 года шесть главных редакторов саратовских СМИ обратились с письмом к Генеральному прокурору России Чайке. Уместно процитировать выдержки из документа:
"Мы, нижеподписавшиеся саратовские журналисты и руководители СМИ, считаем необходимым рассказать Вам о возмутительных фактах, характеризующих стиль взаимодействия прокуратуры Саратовской области с региональной прессой.
По нашему убеждению, бескомпромиссная политика закрытости, исповедуемая прокурором Владимиром Степановым, нарушает конституционные права граждан РФ на получение информации. Как нам представляется, в настоящее время наладить диалог с руководством надзорного ведомства практически невозможно.
Руководство страны и Вы, как глава Генпрокуратуры, не раз говорили о той роли, которую играют СМИ в борьбе с коррупцией, и о том, что все органы власти должны реагировать на сигналы прессы, касающиеся коррупционных преступлений. Однако саратовские прокуроры, по всей видимости, придерживаются иной точки зрения.
Средства массовой информации, освещающие деятельность прокуратуры без пиетета и подобострастия, не приглашаются на официальные мероприятия "государева ока".
Так, 7 февраля 2012 года без объяснения причин на заседание коллегии прокуратуры области (публичное и открытое мероприятие) не пригласили представителей сразу нескольких изданий: ИА "Версия-Саратов", "Газета Наша Версия", Интернет-газета "Четвертая власть", газета "Резонанс", ИА "Взгляд-инфо", газета "Саратовский взгляд", портал видеоновостей "ТВСаратов" и др. Заявки на аккредитацию подавались заранее, однако были оставлены без ответа. При этом отдельные СМИ получили приглашения лично от официального представителя прокуратуры Татьяны Казаченко.
Такая избирательность, если хотите, сегрегация прессы на лояльных и нелояльных, – непоколебимый символ веры саратовской прокуратуры. За закрытыми дверями для большинства изданий прошла в Саратове 16 января с.г. праздничная церемония по случаю 290-летия со дня основания органов прокуратуры. В июле прошлого года журналистов не пустили на заседание коллегии, спустя месяц – в отсутствии прессы состоялось межрегиональное совещание под руководством заместителя Генпрокурора РФ Евгения Забарчука.
Такое отношение Владимира Степанова к СМИ тем более возмутительно, что в списке его служебных обязанностей прописано "взаимодействие с прессой".
Мы считаем, что поведение прокурора области – это оригинальный ответ на многочисленные публикации о коррупционных преступлениях, совершаемых высокопоставленными чиновниками и сотрудниками правоохранительных органов. Пресса неоднократно указывала на нежелание Владимира Степанова реагировать на факты, изложенные в журналистских расследованиях и статьях. Как мы предполагаем, это обстоятельство и является причиной обид руководства региональной прокуратуры. Дошло до того, что прокурорам на местах запрещают предоставлять информацию конкретным СМИ, редакции которых специализируются на разоблачении злоупотреблений в государственных структурах.
Замалчивание фактов коррупции может быть объяснено тем, что отдельные прокуроры сами являются частью порочной системы".
В обращении также шла речь о строительстве недвижимости для руководящих сотрудников областной прокуратуры в селе Вязовка Татищевского района. По нашим данным, в настоящее время особняки уже заселены.
В письме говорилось: "Интерес к загородным домам обнаружился у прокурора Саратова Владимира Климова. Двухэтажное строение в поселке Базарный Карабулак уже отразилось в объективах фотокамер и стало достоянием гласности.
Журналистское сообщество занято проверкой сообщений и о других примерах службы Климова: источники сообщают о странных контактах с муниципальными предприятиями и владельцами объектов розничной торговли.
Отдельного упоминания заслуживает сведения (разумеется, нуждающиеся в проверке) о тесной "коммерческой связи" высокопоставленных сотрудников прокуратуры с судьями арбитражного суда Саратовской области.
Наконец, последнее и самое главное: прокуратура Саратовской области постепенно превращается в инструмент политического давления на СМИ. Доказательством этого тезиса служит тот факт, что ответом на конструктивную критику прессы становится организация проверок (а по сути, травли и беспочвенного преследования) компаний, принадлежащих издателям.
Поэтому считаем необходимым, чтобы Вы, Юрий Яковлевич, дали всестороннюю оценку деятельности прокурора Саратовской области Владимира Степанова – как в плане взаимодействия со СМИ, так и по сути исполнения им своих служебных обязанностей.
Просим Вас проверить факты, изложенные в настоящем обращении, и ответить на вопрос о соответствии Степанова занимаемой должности".
5 апреля с.г. мы получили ответ, подготовленный старшим прокурором второго отдела управления взаимодействия со СМИ Генпрокуратуры РФ Е.А. Дмитриевой. Для того чтобы понять, как компилировался этот документ, сравним его содержание с текстом ответа региональной прокуратуры (от 17.02.2011; автор – старший помощник Степанова по связям со СМИ Т.П. Казаченко) на официальный запрос ИА "Взгляд-инфо" по поводу сегрегации прессы на "свою, прокурорскую" и "враждебную".
1. (а) "… прокуратура Саратовской области на постоянной основе сотрудничает с ведущими федеральными, региональными и местными средствами информации" (ответ Е.А. Дмитриевой). Указанные в запросе на имя Чайки СМИ, редакторами которых мы являемся, безусловно, входят в группу ведущих, хотя прокуратура не проявляет никакого интереса к сотрудничеству. Какой смысл прокуроры вкладывают в понятие "ведущие"? Неужели критерий синонимичен словам "лояльные" и "управляемо-ручные"?;
1. (б) "На заседании коллегии по итогам деятельности прокуратуры в 2011 году присутствовали журналисты СМИ, представивших соответствующие заявки на участие в данном мероприятии. В освещении коллегии приняли участие 10 журналистов, представляющих ведущие региональные СМИ" (ответ Т.П. Казаченко). Указанные сведения являются лукавством, поскольку заявки в действительности подавались. При этом госпожа Казаченко добавляет, что "аккредитация журналистов при прокуратуре Саратовской области организационно-распорядительными документами не предусмотрена". Иными словами, для того, чтобы участвовать в освещении мероприятий, проводимых прокуратурой, достаточно заявок уведомительного характера. Несмотря на то, что они были поданы, ни одно из вышеназванных изданий не получило приглашения на заседания коллегий ведомства в июле 2011-го и феврале 2012 гг.;
2. (а) "Работу заседаний коллегий прокуратуры Саратовской области, - пишет Е.А. Дмитриева, - освещали 10 СМИ. Заявки на освещение данных мероприятий от редакций ИА "Версия-Саратов", "Газета "Наша Версия", Интернет-газета "Четвертая власть", газета "Резонанс", ИА "Взгляд-инфо", газета "Саратовский взгляд", портал видеоновостей "ТВСаратов" в прокуратуру области не поступали". Конечно, поступали, но в Генпрокуратуре РФ оказались не застрахованы от дезинформации подчиненных Степанова.
2. (б) "Прокуратура области ежедневно освящает (орфография сохранена) результаты надзорной деятельности путем размещения информации на сайте прокуратуры области и предоставления ее средствам массовой информации" (Т.П. Казаченко). Как правило, информация на сайте является неполной. Для получения уточнений требуется ждать семь (а то и больше) дней, пока прокуратура не подготовит письменный ответ на официальный запрос. Это существенно осложняет работу онлайн-СМИ. Вместе тем "лояльные" издания получают информацию, избегая формализации процесса – простого звонка Казаченко достаточно.
3. Е.А. Дмитриева: "Совещание об итогах работы органов прокуратуры Приволжского федерального округа, прошедшее 04.08.2011 г. в городе Саратове, проводилось в Доме приема официальных делегаций правительства Саратовской области. Соответствующие организационные мероприятия осуществляли протокольные службы Правительства Саратовской области и аппарата полномочного представителя, в освещении приняли участие более 19 журналистов". Считаем, что и в этом случае мы имеем дело с дезинформацией: сотрудников Генпрокуратуры ввели в заблуждение их саратовские коллеги. Нам известно, что аккредитацией на это мероприятие занимались не "протокольные службы правительства", а именно прокуратура Саратовской области в лице Казаченко Т.П.
4. Наконец, самое интересное: "Что же касается реагирования органов прокуратуры на факты, изложенные в журналистских статьях, то в 2011 году в печатных и информационных средствах массовой информации отслежено 206 публикаций, требующих либо прокурорской проверки, либо учета при планировании деятельности. По данным публикациям давались конкретные поручения прокурора Саратовской области. В ходе проведения проверок выявлено 85 нарушений законодательства (в том числе законодательства об охране здоровья, в сфере ЖКХ, природоохранного, трудового, бюджетного законодательства и т.д.). По результатам проверок внесено 58 представлений, привлечено к дисциплинарной ответственности 28 лиц, к административной ответственности – 47 лиц, направлено в суд 28 исков, принесен 1 протест. Также по пяти публикациям инициировано проведение проверок в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ" (из ответа Е.А. Дмитриевой).
Очевидно, что справка Дмитриевой написана по лекалам, подготовленным в прокуратуре Саратовской области, правдивость сведений которой мы ставим под сомнение. Что скрывается под этими цифрами, о каких именно "пяти публикациях" идет речь - остается неясным.
Ответ ведомства Юрия Чайки оказался формальным и лишенным всякой конкретики. Также в ответе Генпрокуратуры РФ не удовлетворена главная наша просьба: "дать всестороннюю оценку деятельности прокурора Владимира Степанова – как в плане взаимодействия со СМИ, так и по сути исполнения им своих служебных обязанностей. Просим Вас проверить факты, изложенные в настоящем обращении, и ответить на вопрос о соответствии Степанова занимаемой должности". Этот вопрос и вовсе был проигнорирован Генпрокуратурой. В ответе нет ни одного упоминания на сей счет.
Резюмируя вышесказанное, считаем необходимым привлечь общественность к дискуссии о деятельности прокуратуры Саратовской области. Редакции наших СМИ готовы провести собственные журналистские расследования фактов бездействия прокуратуры в вопросах соблюдения прав граждан, а также коррупционного поведения прокуроров.
Просим Вас, Владимир Владимирович, вмешаться в ситуацию, и, как избранный глава государства, способствовать организации настоящей, а не мнимой проверки работы Владимира Степанова и его подчиненных.
Настаиваем на том, что деятельности Степанова должна быть дана комплексная оценка со стороны Генпрокуратуры РФ. Уверены, что без проведения служебной проверки сотрудниками центрального аппарата ведомства и управления по ПФО здесь не обойтись.
Источник: Четвертая власть