Участники Всероссийского Форума по мелкорозничной торговле создали «Коалицию киоскеров», которая объединит усилия владельцев мелкой розницы в диалоге с государством. Вести этот диалог становится все сложнее.
Мелкую нестационарную розницу теснят с помощью законодательных актов и введения новых правил по распределению торговых мест, — считает Роман Жигульевский, координатор по розничной торговле «Всероссийского движения за честный рынок».
— Конкурсы по распределению мест для размещения объектов нестационарной торговли заменили на аукционы. Аукционы не решили проблемы и проходят таким образом, что участвуют в них фактически только 10% добросовестных предпринимателей, остальные 90% — фирмы-однодневки, которые скупают оптом все лоты и после сдают все тем же предпринимателям места, дико на этом наживаясь, — жалуется Жигульевский.
По его словам, аукционная система позволяет реализовывать еще несколько мошеннических схем, которыми с удовольствием пользуются подставные фирмы — участники аукционов. «Мы поднимали этот вопрос на обсуждение, обращались в ФАС и другие инстанции, но пока ничего не изменилось», — говорит бизнесмен.
— От конкурсного принципа распределения торговых участков к аукционному мы перешли в 2011 году в целях борьбы с коррупцией, — объясняет заместитель руководителя департамента торговли и услуг Москвы Никита Кузнецов. — И, на самом деле, сегодня аукционный принцип позволяет этого избежать, поскольку теперь критерием является не мнение некоей комиссии, а цена, которую предприниматель готов заплатить за право размещение своей розничной точки на участке.
За год в процедуру аукциона были внесены изменения. «Но запрет на перепродажу, субаренду существовал с самого начала. И если такие случаи происходят — это прямое нарушение», — отмечает Кузнецов. По его словам, сейчас когда будут установлены и начнут работать 1,2 тыс. новых объектов, начнется масштабная кампания по выявлению нарушений. Санкции за нарушения будут очень серьезными — вплоть до расторжения договора. «Мы эту проблему решим», — обещает чиновник.
Но аукционами претензии предпринимателей не ограничиваются. С 1 января 2012 года вступили в силу поправки к 171–ФЗ, которые обязывают всю мелкую розницу проводить декларирование объемов продаж пива. Согласно новым правилам, предприниматели должны закупить программно-аппаратный комплекс, установить его у себя в точках и проводить учет пивной продукции, отправляя отчеты о продажах пива в Росалкогольрегулирование. А с 1 января 2013 года вступает в силу запрет на продажу пива в объектах нестационарной торговли. То есть владельцы киосков должны будут либо вложиться в оборудование, которое прослужит полгода, либо отказаться от торговли пивом уже в июне, когда начнут действовать правила по декларированию.
Одновременно с этим в Думе обсуждается новый законопроект, запрещающий торговлю в киосках табачными изделиями.
По данным AC Nielsen, в структуре продаж стандартного киоскана долю табачных изделий и пива приходится до 80%. Таким образом, запрет на торговлю табаком и пивом, по мнению экспертов «ОПОРА РОССИИ», может привести к закрытию более 250 тыс. киосков, и более 200 тыс. человек останутся без работы.
«Хочу обратить внимание, что речь идет не только о табаке и пиве, надо понимать, что если в каком-то магазине человек не может купить какой-то набор товаров, то велика вероятность, что за другими товарами он туда тоже не пойдет, он пойдет туда где можно купить все», — рассуждает председатель координационного совета «Межрегионального профсоюза предпринимателей» и вице-президент НП «ОПОРА РОССИИ» Владлен Максимов. Поэтому, лишившись возможности продавать пиво и табак, мелкие торговцы потеряют доходы и от продажи других товаров. «Думаю, что создание коалиции и резолюция, которую мы направили в правительство, должны привлечь внимание к проблеме. Ведь мы одной рукой поддерживаем малый бизнес, а другой душим его, в самом обитаемом малом бизнесе сегменте — торговле», — резюмирует Максимов.
По данным Табакпрома, объем торговли сигаретами через киоски и маленькие магазины сегодня составляет $7,5 млрд в год. С вводом запрета на продажу табака в мелкой рознице эти деньги перетекут от малого бизнеса к крупному. Некоторые участники рынка усматривают за принимаемыми сегодня мерами интерес крупных розничных сетей. Однако Владлен Максимов с этим не согласен: «Скорее это приятный подарок крупному ритейлу, думаю, не они это придумали, но, наверное, любой бы на их месте от такой возможности заработать не отказался».
Источник: Известия