Можно ли в наши дни создать успешную компанию с «нуля»? И можно ли всего за пять лет совершить собственное «экономическое чудо» и стать самым успешным издателем Челябинской области? Оказывается, это возможно.
Секретами успеха делится с нашими читателями руководитель крупнейшей издательской ассоциации Челябинской области «Гранада Пресс» Сергей ФИЛИЧКИН.
Все началось с дипломного проекта
— Сергей Владимирович, как появилось название «Гранада Пресс»? Что оно означает и как вообще появилась «Гранада»?
— «Гранада» — уникальный проект, который сначала появился на бумаге. Это была тема моей дипломной работы в институте. Я должен был придумать некое предприятие, которое работало бы в условиях внешней жесточайшей конкуренции и внутренних финансовых проблем. И поскольку я уже тогда имел некоторый опыт работы в издательстве, то придумал организацию, специализирующуюся на газетном бизнесе. А название пришло в голову по имени южной испанской провинции. Я тогда читал книгу о завоевании Испании сарацинами, мне понравилась идея мирного сосуществования христиан, мусульман и евреев на одной территории. Синтез разных культур и традиций, мудрое правление дали тогда невероятный рост технологий, производства и военной мощи Гранады. Это очень любопытный опыт.
— То есть это и был некий бизнес-план?
— Пожалуй. Папка с этой дипломной работой несколько лет пылилась у меня дома в ящике стола. Пока однажды не была при очередной уборке обнаружена моей женой (смеется).
— Я слышала, что «Гранада Пресс» первое время располагалась в каком-то сарае или ветхой избе. Правда ли это?
— Действительно, так и было. Надо понимать, что когда ты открываешь свое дело, то стараешься экономить на всем. А в докризисном Челябинске арендный бизнес процветал и цены на съемные площади были просто запредельные. Поэтому мы и основались у моего старого доброго товарища атамана Михаила Лонщакова, он нам и предоставил небольшой деревянный пристрой «очень экономкласса». Это обстоятельство, кстати, нас сильно роднит с некоторыми крупными американскими корпорациями. Ведь почти вся Силиконовая долина родом из гаражей и подсобок.
— Но даже в этом случае нужен стартовый капитал…
— И он у нас был! Я, например, оформил на себя потребительский кредит на двести тысяч рублей. Сумасшедшие тогда для меня деньжищи! Причем брал деньги на пять лет и планировал, что примерно треть этой суммы я беру лишь для того, чтобы этими же деньгами выплачивать банку первые взносы. И вот спустя годы я сделал последний платеж! Теперь я свободен, теперь я никому не должен! Это был самый выгодный кредит в моей жизни…
Мы — дети кризиса
— «Гранада Пресс» появилась почти перед самым кризисом. Что помогло вам пережить время, когда останавливались целые заводы?
— Все время существования нашего холдинга я условно делю на три периода: ранний (докризисный), собственно кризисные годы и посткризисный. Первый этап был для нас самым сложным. Мы вкалывали как проклятые. Нас работало всего восемь человек, и каждый новый клиент для нас был большим праздником. В это время у нас в активе было всего три газеты: «Три рубля» (нынешнее название — «Бизнес-курьер»), «Челябинский маршрут» («Челябинский караван») и «Аргументы недели», а также два сайта. Дела шли очень медленно. Пока… не разразился кризис.
Из рекламного рынка произошел стремительный отток денег. Рекламодатели начали очень тщательно планировать свои траты и экономили на всем. В Челябинске почти полностью развалился «глянцевый сегмент», падали «бренды», почти полностью исчезла имиджевая реклама. Вот тут-то нас и стали все замечать. Оказалось, что за очень небольшие деньги можно получать неплохую сбытовую рекламу. К нам пошли клиенты! Да еще как! Это было для всех полной неожиданностью, ведь все думали, что мы вымрем среди первых. Сейчас я могу с уверенностью сказать, что мы — дети кризиса.
Когда наши дела пошли в гору, гранадовцы решили перебраться в приличный офис из нашей «избушки». К нашему активу добавился журнал «Компас образования», компания стала заниматься распространением печатной продукции. И главное — нас стали активно привлекать к проведению выборных кампаний. Это давало хорошие доходы, которые мы начали вкладывать в собственное развитие. Но впереди ждали еще более радужные перспективы. Тогда все только начиналось.
Слияния и поглощения
— Вы говорите про «Вечерний Челябинск»?
— Да. 9 мая 2009 года у меня состоялась знаменитая «встреча под елочками» на площади Революции. После праздничного парада я встретился с замглавы города Челябинска Олегом Грачевым. Он сказал, что давно наблюдает за нами и хочет, чтобы мы помогли «Вечернему Челябинску», который находился на грани банкротства. Я подготовил для него свой антикризисный план. Грачеву мои идеи понравились.
— И мавры стали жить вместе с христианами?
— Именно так. Тогда возник экономический союз с «Вечеркой» и агентством «Полит74». Я официально ушел работать в «ВЧ», где пришлось проводить очень болезненные реформы. В частности, сводить расходы газеты с ее реальными доходами. Это привело к вынужденным сокращениям. Я до сих пор сожалею об этом. Мы тогда потеряли много действительно честных и профессиональных людей. Но иначе было нельзя. Экономика «Вечерки» не «вывезла» бы такой большой штат. Потом стало легче. Появился «Московский комсомолец». Это очень интересная газета. Она привнесла в группу множество интересных технологий, очень высокие стандарты во всем — в менеджменте, маркетинге, производстве. Пошли и другие газеты: «Калининский район», «Советский меридиан», «Правда и жизнь», справочники, буклеты… Мы брались за любую работу, ввязывались в любое дело, которое сулило выход на новые рыночные ниши, увеличение тиражей, загрузку наших людей и мощностей.
— Почему именно вашей группе передали газету «Южноуральская панорама»?
— Это был совершенно логичный шаг. Наша журналистская команда к этому времени стала самой опытной в освещении деятельности команды губернатора. Я считаю здравой идеей собрать весь правительственный и партийный газетный пул в одной большой редакции: «Вечерний Челябинск», «Южноуральская панорама», «Парламентская неделя», «Единая Россия. Урал», «Союзное вече». Это очень большая ответственность, ведь каждое слово в таких газетах сразу же ассоциируется со словом губернатора, это официальные издания. Кто-то, может быть, скажет, что у нас получается скучновато или излишне официально. Не стану спорить. Эти газеты читают люди серьезные, которым нужная точная достоверная информация, а кто хочет развлечься, так на то есть другие «веселые» газеты. Даже наш холдинг имеет в своем активе такие развлекательные издания.
Правило Мура
— Как вы занимаетесь планированием своей экономической деятельности? Что для вас в работе главное?
— Главное? Если говорить про экономику группы, то тут однозначно мы ориентируемся на рост прибыли, увеличение всех основных экономических показателей. Здесь всем руководит здравый смысл, расчет и экономическая целесообразность. Есть такое правило Мура. Оно пришло в лексикон из хайтек-отрасли. Оно гласит, что производительность вычислительной техники удваивается каждые полтора года. И логично предположить, что для того, чтобы производить компьютеры в два раза мощнее, сложнее и технологичнее, компаниям-производителям приходится удваивать все свои основные характеристики. То есть я думаю, что мировые компании, работающие в сегменте высоких технологий, также должны постоянно развиваться. Вот это для меня и есть основной ориентир. Мы никогда не скрывали своих лидерских амбиций. Хотим быть похожими на IBM или Intel.
— Или на издательскую группу Мердока?
— При всех ее недавних репутационных потерях это очень профессиональный издательский холдинг. Стать похожими на компанию Руперта Мердока? Да. Будем стараться.
— За счет чего вы планируете повысить показатели в этом году?
— Точек роста много. Прежде всего это газета «Соседи» — абсолютный тиражный лидер в регионе. Газета очень оборотистая, очень доходная и очень перспективная. Во-вторых, за счет выхода на территории области. Сейчас мы интегрируемся с «Миасским рабочим». Там есть над чем поработать, там очень непростая обстановка, но перспективы очень хорошие. Ну и, собственно, сам холдинг тоже движется вперед. У «Южноуральской панорамы» серьезно улучшился макет, очевидны изменения в подаче информации, наконец, появился и заработал рекламный отдел. У газеты раньше его просто не было! Хорошие показатели у «МК» и «Аргументов недели». Подрастают тиражи. «МК» уже дышит в спину «Комсе» и «АиФу». А «Вечерний Челябинск» по всем опросам признается самой лучшей городской газетой. Даже по цитируемости в российских СМИ «Вечерка» занимает первое место среди печатных изданий области.
Собаки лают, караван идет
— Расскажите подробнее про газету «Соседи».
— Про «Соседей» не надо много говорить. Эта газета не нуждается в рекламе. Мое личное мнение, что у нее должно и может быть только одно конкурентное преимущество — огромный тираж. И качественное распространение. Это то, что следует непрерывно наращивать. «Соседи» сегодня лидер среди «бесплаток». Но нам нужно больше. Нужно абсолютное доминирование на рынке. Мы можем мобилизовать на достижение этой цели много наших людей и много денег. Наши прямые конкуренты — не могут.
— А говорили, что «Соседи» закрылись…
— Это же говорили в свое время и про «Вечерку», и про другие наши издания. Я знаю, кто сеет эти слухи. Это завистливые неудачники, которые ничего не могут. Они называют себя друзьями «Вечерки», называют себя мэтрами некоей «высокой журналистики»… Знаете, трепать языком «за глаза» — не круто, круто создать нечто подобное нашему холдингу, встретиться с нами в чистом рыночном поле и разорить нас в ожесточенной конкурентной борьбе.
— А еще говорят, что вы выживаете только за счет господдержки, субсидий…
— Мы выживаем за счет того, что сто пятьдесят человек наших сотрудников каждый день вкалывают от рассвета до заката. Мы выживаем за счет их трудолюбия, профессионализма, их упорности, их стремления к победе. Мы прошли долгий путь, поверьте, мы умеем сами зарабатывать деньги. Процентов на девяносто мы обеспечиваем себя всем сами. И если с нас сейчас убрать все дотации, то ничего трагичного не произойдет. Я даже иногда задумываюсь: а хорошо это или плохо, что мы получаем поддержку? Может быть, лучше отказаться от нее? А вместо официальных документов и постановлений ставить больше интересных статей. Смогут ли газеты группы в этом случае лучше продаваться в розницу и среди подписчиков? Мне кажется, что тут есть тема для размышлений.
— Сейчас многие аналитики предсказывают закат газет. Все говорят, что будущее за телевидением и Интернетом. Когда, по вашему мнению, закроется последняя газета?
— Я уже неоднократно отвечал на этот вопрос в других интервью. Последняя газета закроется лет через пятьдесят после того, как закроется последний телеканал. Таков мой прогноз. Газета — явление очень живучее. Мы можем донести очень быстро любую мысль, идею, обращение практически до всего населения Челябинской области. У нас очень большая территория покрытия, огромные тиражи. Каждый день группа выпускает по три-четыре-пять газет и журналов. Типографские станки, которые нас печатают, работают практически круглосуточно. И днем и ночью. А что касается Интернета, так мы давно в Интернете присутствуем, и когда придет время, то, не сомневайтесь, спокойно переберемся в Мировую сеть.
— Согласны ли вы с выражением, что СМИ — четвертая власть?
— Безусловно. Причем в нашей области все эти ветви власти легко переходят одна в другую. Работа в медиа — отличная школа. Она воспитывает людей умных, логичных, предприимчивых. Вы обращали внимание, что на многих высоких постах в нашей области находятся бывшие журналисты? Я иногда даже думаю, что у нас «развитая медиакратия».
— Какую оценку вы получили на защите дипломной работы в институте? Той, что про вымышленную фирму «Гранада Пресс»?
— «Отлично». Теперь вот приходится каждый день на практике «защищаться».
Источник: МК Челябинск