Повышение эффективности продаж — главная тема прошедшего семинара АРПИ «Сибирь»

Состоялся XXII семинар АРПИ «Сибирь» «Повышение эффективности продаж периодической печати». Местом его проведения стал отель «Новосибирск», где собрались издатели и распространители прессы из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Екатеринбурга, Кемерово, Барнаула, Улан-Удэ, Хабаровска и других городов.

С 19 по 21 апреля участники медиарынка обсуждали актуальные для отрасли вопросы, делились опытом, знакомились с новыми издательскими продуктами. 

19 апреля в день заезда участников семинара встретили презентацией своих газет и журналов представители издательского дома «Город Медиа». Презентация «Журналы — звёзды на небосклоне российской прессы» была продемонстрирована в звёздном зале новосибирского «Планетария». А затем гости посмотрели полнокупольный фильм «Космические столкновения», такой подарок сделал участникам ИД «Город Медиа» к открытию XXII семинара АРПИ «Сибирь».

20 апреля началась рабочая программа семинара. С приветственным словом выступил генеральный директор АРПИ «Сибирь» Сергей Гаврилов. Он кратко рассказал о тенденциях рынка и сделал обзор тем, вошедших в программу семинара. Сергей Давидович отметил, что для медиаотрасли кризис продолжается, несмотря на то, что многие представители власти и экономисты объявили о его окончании, но окончился он не для всех. Рынок прессы продолжает переживать кризисные явления, и темпы роста распространительских затрат не снижаются, поскольку продолжают расти цены на ГСМ и тарифы РЖД. Среди положительных тенденций Сергей Гаврилов назвал возвращение рекламы в печатную прессу.

Затем генеральный директор АРПИ «Сибирь» передал слово признанному эксперту нашего рынка Александру Владимировичу Оськину, председателю правления Ассоциации распространителей печатной продукции, который представил доклад «Актуальные проблемы рынка печатных СМИ России в эпоху интернета». Электронные СМИ сегодня наращивают своё влияние, а рынок печатных СМИ падает. За последние три года на 50 % уменьшились продажи в экземплярах. Пока традиционная пресса продолжает играть существенную роль, а доходы от интернет-изданий составляют крайне небольшую долю в структуре доходов издательских домов. Но динамика продаж неутешительна, особенно сильно пострадали объявления, детская и мужская пресса. Александр Владимирович считает, что эти тенденции сохранятся и дальше, и выход для издателей и распространителей печатной прессы состоит в интеграции с «цифрой», адаптации контента под различные виды носителей, использовании QR-кодов и QR-торговли, создании мультимедийных киосков. Эту концепцию, которая называется «Стратегия 360 градусов» пока внедрили в свою работу немногие компании — Александр Владимирович привёл в качестве примера ИД «Комсомольская правда» и медиахолдинг «РБК» — но их количество будет расти.

О мифах и заблуждениях системы распространения прессы, а также о правильных решениях рассказал Сергей Гаврилов в выступлении «Чья очередь кормить дохлую лошадь?». Выступление он начал с известной притчи «Что делать, если ты замечаешь, что скачешь на дохлой лошади?». Ответ очевиден — слезть с неё, но в бизнесе не всегда ясно, что некоторые привычные инструменты являются той самой «дохлой лошадью».

Проблема рынка печатной прессы, которая волнует сегодня и издателей, и распространителей, — падение продаж. При этом многие инструменты, которые работали когда-то и которые предлагается применять и сегодня, уже не работают. Одним из мифов системы распространения Сергей Давидович назвал прямые контракты, которые влекут за собой дополнительную работу и дополнительные обязательства. Другой типичной ошибкой является вложение издателем денег в рекламу низкой цены издания покупателю без учёта затрат распространителя на транспортировку. В результате покупатель чувствует себя обманутым, и затраты издателя на рекламу оказываются бесполезными. Третий миф — о том, что торговать нужно только хитами, которые хорошо продаются и приносят хороший доход, — угрожает снижением интереса покупателей к сети.

Но есть и эффективные инструменты, докладчик перечислил и их. Это поточечное управление ассортиментом розничной сети; специализация и концентрация на выполнении своих функций; совместные программы работы издателей и распространителей, например, программа «Единая цена», о которой уже неоднократно рассказывали на семинарах АРПИ «Сибирь» — обеспечение издателем затрат на доставку товара позволяет выдержать рекомендованную цену издания и точно попасть в свою аудиторию, а значит — получить максимум продаж.

Новые разработки специалистов АРПИ «Сибирь» представил Александр Зайцев, руководитель группы разработчиков программного обеспечения. Он представил новую модификацию системы, созданной специалистами компании на основе «1С: Предприятие 8.2». Программный продукт «1С: Управление продажами. ТНП и пресса» теперь обеспечивает автоматизированное ведение учета товародвижения, ведение справочников, формирование отчетной информации не только для розничных сетей, но и для супермаркетов. Участники семинара получили диск с программой, которой смогут воспользоваться на своих предприятиях.

Константин Вяткин, коммерческий директор АРПИ «Сибирь», выступил с докладом «Поточечная фасовка для розничной сети — возможность заняться продажами». Он рассказал о возможностях склада АРПИ «Сибирь» и напомнил коллегам о выгодах аутсорсинга, который позволяет каждой компании сфокусироваться на основной деятельности. Поточечная фасовка и поточечный возврат, отметил он, позволяют распространителю прессы сократить собственные складские площади, сократить затраты на фонд оплаты труда, отказаться от ночных смен, минимизировать потери при работе с возвратом.

Ещё один доклад Константина Вяткина был посвящён работе с патворками. Докладчик сообщил, что в прошлом году рынок коллекционных изданий вырос на 24 % в рублях, но при этом уже началось падение продаж в экземплярах и продолжается падение количества проданных экземпляров на одну коллекцию. Среднеточечные продажи некоторых патворков снизились настолько, что стали сравнимы с традиционной низкотиражной прессой. При этом падают тиражи всех коллекций: и хитов и аутсайдеров. И эти факты требуют в очередной раз пересмотреть методы работы с коллекционными изданиями и добиваться разделения рисков между распространителями и издателями.

Затем с презентацией розничной сети выступила Елена Иванилова, коммерческий директор ООО «Семь новостей» (г. Барнаул). Она представила сеть, которая работает в европейском формате организации розничных продаж. Торговля прессой ведётся в минимаркетах. Такой формат обеспечивает свободный доступ к прессе и позволяет обеспечивать широкий ассортимент изданий. Переход на самообслуживание стал важной находкой для сети и привёл к увеличению суммы среднего чека. А чтобы сделать работу «Семи новостей» более эффективной и легко управляемой, в компании была проведена автоматизация оперативного и управленческого учёта розничной торговли. Это позволило, как сказала Елена Иванилова, решить задачи регулирования ассортимента, минимизировать затраты и сделать товародвижение более прозрачным.

Вадим Фёдоров, председатель правления ООО «Trade.Press» (г. Рига), рассказал о торговле ремиссионой прессой в Латвии, где на рынке прессы существует монополия национального дистрибьютора и распространителя. Магазины «Trade.Press» предлагают прессу с опозданием на 2 месяца, но по более низким ценам.

О изменениях в законодательстве рассказала Оксана Веревка, заместитель главного бухгалтера АРПИ «Сибирь». С 1 апреля 2012 г., согласно постановлению правительства РФ №1137, к учету принимаются только новые формы счет-фактур с указанием валюты, кода единицы измерения и кода страны происхождения. А также появился новый вид документа — корректировочная счет-фактура. Корректировочные счёт-фактуры сейчас необходимо оформлять дополнительно к актам недовложений.

Среди докладов был необычный для семинаров АРПИ «Сибирь» блок, посвящённый сопутствующим товарам. Участникам представили продукцию «GP» — батарейки и аккумуляторы, а также канцелярскую продукцию.

Презентации своих продуктов провели на семинаре АРПИ «Сибирь» издательские дома. Татьяна Кошелева, директор по дистрибуции ООО «Гейм Лэнд» рассказала о успешном, давно живущем на рынке, издании «Total Football» и новом для издательского дома журнале «Первое. Второе. Третье». И затем пригласила участников семинара на кофе-брейк от редакции журнала «Первое. Второе. Третье».

ИД «Премьера Маркет» представил новые флоупаки — игрушки «Ледниковый период», выпуск которых приурочен к появлению в прокате мультфильма «Ледниковый период: Континентальный дрейф», и коллекцию подвесок «Драгоценные сердечки. Hello Kitty».

Вадим Здоров, главный редактор журнала «Моторевю», рассказал о том, как обновился журнал в 2012 году.

Запуску нового издания «Вот это жизнь!» от ИД «Бауэр Медиа» была посвящена презентация Сергея Алексеенко, генерального директора ООО «ТДС». Он представил журнал с принципиально новой для издательского дома концепцией — истории о жизни, вызывающие эмоции, истории, которые шокируют и удивляют. А также Сергей Алексеенко рассказал о специальных выпусках сканвордных и эзотерических изданий и летних акциях с газетами семейства «Оракул».

Завершился рабочий день праздником, который участникам семинара подарили ИД «Бауэр Медиа» и журнал «Вот это жизнь!». Гости приняли участие в караоке-конкурсе и весело провели вечер с любимыми песнями.

Второй рабочий день семинара начался с экскурсий. Были одновременно проведены три экскурсии — по киоскам и магазинам прессы, по супермаркетам и на склад АРПИ «Сибирь». Каждый участник мог выбрать ту, которая ему более интересна.

Затем состоялись круглые столы, посвященные обсуждению технических и технологических вопросов распространения прессы в киосках и супермаркетах.

На круглом столе «Супермаркеты» Дмитрия Ятченко, руководитель отдела розничных продаж ООО «ТК-Пресс», предложил коллегам поделиться принципами формирования ассортимента, обсудить, на какие группы прессы стоит обращать особое внимание. Виктория Холодняк, генеральный директор «ЮгМедиаПресс» (г. Краснодар), рассказала, как в её компании организована торговля партворками и флоупаками в супермаркетах. А также распространители прессы обсудили, каким должен быть срок нахождения издания в продаже.

На круглом столе «Киосковая розница», ведущим которого был Александр Лукашев, заместитель генерального директора АРП «Фрам», главным вопросом стала работа с патворками в условиях, когда

среднеточечные продажи на коллекцию стали существенно ниже, чем год-два назад. Об опыте организации предоплатной подписки на коллекционные издания через розничные точки рассказали коллеги из ООО «Вета-Пресс» (г. Улан-Удэ).

Последним пунктом рабочей программы семинара стала приемная АРПИ «Сибирь». Во время работы приёмной партнёры компании получили возможность лично пообщаться с руководством АРПИ «Сибирь» и сотрудниками отделов компании и решить текущие вопросы. Этот формат уже стал традиционным для семинаров АРПИ «Сибирь» и отлично себя зарекомендовал.

Заключительным событием стал традиционный банкет, на котором участники попрощались до следующего семинара.

Пресс-служба АРПИ «Сибирь»