МТПП бьёт тревогу — в Москве сносят ОТМ

«Нужна срочная помощь малому бизнесу» — под таким заголовком Московская торгово-промышленная палата 23 апреля распространила информационное письмо, в котором сообщала — у предпринимателей, работающих на остановочно-торговых модулях, беда: городские власти приняли решение о сносе ОТМ.

Согласно сообщению МТПП, «Мосгортранс» уведомил балансодержателей остановочно-торговых модулей о досрочном расторжении договоров на обустройство и содержание остановочных пунктов, а Департаментом земельных ресурсов Москвы — договоров аренды земельных участков, предоставленных для размещения ОТМ.

Уже снесены порядка 60 объектов из 2000 ОТМ в Москве. «Предприниматели считают действия властей не правомочными. Вразрез аргументации чиновников на месте снесенных ОТМ сразу же устанавливаются новые ларьки.

Не получив понимания и поддержки в различных городских инстанциях, предприниматели обратились за помощью в Московскую ТПП. Руководство МТПП поддержало предпринимателей: на имя мэра Москвы С.С. Собянина председателем Правления Юрием Котовым и президентом Леонидом Говоровым были направлены письма с просьбой разобраться в ситуации и решить проблему в пользу сохранения малого предпринимательства, работающего на ОТМ», — указывается в сообщении палаты, которая вместе с призывом помочь столичному малому бизнесу распространила в СМИ материал с подробным изложением проблемы:

Малый бизнес в беде! Спасем ОТМ!

Более десяти лет назад Правительство Москвы приняло решение о привлечении частных инвесторов к обустройству и содержанию остановок городского пассажирского транспорта. Предприниматели Москвы поддержали это решение, в результате в городе появилось 2000 новых павильонов ожидания транспорта, совмещенных с торговыми объектами – остановочно-торговых модулей (ОТМ), установленных предпринимателями, которые также взяли на себя обслуживание   остановок с ОТМ в целом (включая мойку, текущий ремонт, вывоз мусора, уборку территории). При размещении ОТМ были соблюдены все необходимые законодательные процедуры: был проведен городской конкурс, заключены инвестиционные договоры с ГУП «Мосгортранс» в соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 26 марта 2001 г. № 258-РМ «Об упорядочении деятельности по обустройству остановочных пунктов наземного городского пассажирского транспорта». ОТМ имеют утверждённый Москомархитектурой дизайн и установлены согласно градостроительной исходно-разрешительной документации с учетом исключения негативного влияния на пешеходную и транспортную инфраструктуру.

Казалось бы, идея системы ОТМ, как форма государственно-частного партнерства, не имеет изъянов. Пассажирам предоставлены комфортные условия ожидания транспорта и попутный сервис, город ежегодно получал от работы системы ОТМ экономический эффект более 650 млн руб., работой обеспечено порядка 20 тысяч человек.

Однако все изменилось с вводом постановления Правительства Москвы от 03 февраля 2011 г. № 26-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности». Начнем с того, что в данном постановлении нет ни малейшего упоминания об остановочно-торговых модулях. Власти города просто не включили ОТМ в перечень нестационарных торговых объектов. А 27 мая 2011 года Межведомственной комиссией (МВК) по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы без законных оснований были отменены   все ранее принятые решения МВК о размещении ОТМ и принято решение о выводе ОТМ.

Многочисленные обращения предпринимателей, объединившихся в Гильдию инвесторов остановочных сооружений («ГИОС»), в различные инстанции о сохранении ОТМ в соответствии с федеральными законами от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и действующими договорами с ГУП «Мосгортранс», не привели к положительному результату.

В настоящее время «Мосгортрансом» в адрес балансодержателей остановочно-торговых модулей направлены уведомления о досрочном расторжении договоров на обустройство и содержание остановочных пунктов, а Департаментом земельных ресурсов Москвы – договоров аренды земельных участков, предоставленных для размещения ОТМ.

Власти мотивируют снос ОТМ тем, что торговля на остановочных пунктах общественного транспорта провоцирует автомобилистов на незаконную парковку вблизи остановок (нарушение Правил дорожного движения РФ), что ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» не допускает размещение торговых киосков на площади автопавильона, а также ссылаются на схему размещения нестационарных торговых объектов в городе Москве, введенную в действие со II полугодия 2011 года. Наконец, чиновники указывают, что классификатор предприятий торговли, введенный Национальным стандартом Российской Федерации (ГОСТ Р51773-2009) «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли», вообще не включает термин «остановочно-торговый модуль».

Причины вроде бы серьезные, и, как заявляют чиновники, ими движут благородные задачи оптимизации мелкорозничной торговли в интересах населения города и «создание цивилизованной мелкорозничной сети». Но так ли это?

При ближайшем рассмотрении мотивы, выдвигаемые исполнительными властями в качестве причин для сноса ОТМ, оказываются несостоятельными.

Начнем с законов. В классификации предприятий торговли, уставленной ГОСТом Р51773-2009 пунктом 3.14 вводится понятие нестационарного торгового объекта, к которым относятся павильоны, киоски, палатки, торговые автоматы и иные временные торговые объекты, коими и являются ОТМ.

Далее,   ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования»допускает размещение торговых киосков за пределами посадочных площадок и площадок ожидания согласно п. 3.16.1, а конструкция ОТМ, специально спроектированная   Москомархитектурой, предусматривает размещение торгового объекта именно за указанными пределами (см. рис. 1, 2, 3).

Проблема незаконных парковок одна из самых острых для города, и опасения властей, что наличие торговой точки возле остановки общественного транспорта может спровоцировать нарушение Правил дорожного движения и добавить работы ГИБДД, имеют под собой основания. Однако наблюдается странная картина: на месте сносимых ОТМ или впритык к ним уже вовсю ведется установка новых торговых объектов. Получается, торговые места вблизи остановок, столь привлекательные как для бизнеса, так и для покупателей, городские власти вовсе не ликвидируют (см. рис. 4, 5, 6), и пресловутая схема размещения нестационарных торговых объектов в городе Москве, их предусматривает. Так чем же плохи ОТМ и почему их сносят?

Ситуацию прокомментировал председатель «ГИОС», заместитель председателяКомитета МТПП по развитию оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг Владимир Паисов:

— Объяснить полную ликвидацию ОТМ — наиболее упорядоченной формы мелкорозничной торговли на остановках, оптимально приспособленной к условиям работы общественного транспорта, с позиций логики и общественных интересов крайне трудно.

Владельцы и арендаторыОТМ — это малые предприятия и индивидуальные предприниматели, которые более 10лет вели цивилизованный добропорядочный бизнес. Сейчас власти беззастенчиво ликвидируют это направление малого бизнеса, особо не заботясь обобосновании своих действий. Хочется спросить столичных чиновников: Как согласуются Ваши действия с задачей повышения предпринимательской активности в Москве? Система ОТМ — налаженная система, действующая в рамках закона, где малый бизнес мог развиваться и расти с ощутимой пользой для города. А вместо поддержки предпринимательской инициативы, отцы города наложили на неё вето, своими действиями не только подрывая доверие к власти, но выбрасывая с рынка занятости около 20 тысяч работников, обрекая их на поиски новой работы или маргинальный образ жизни. К слову, предприниматели готовы сотрудничать с Правительством Москвы по вопросам обновления и модернизации конструкций ОТМ, оснащения их системами безопасности (видеонаблюдения за территориями остановок, экстренной связи с отделениями полиции) и информирования пассажиров (электронными табло с оперативными данными о движении транспорта).

В заключение нужно отметить, что Московская торгово-промышленная палата, в которую инвесторы ОТМ обратились за помощью, поддержала предпринимателей. На имя мэра Москвы С.С. Собянина руководителями МТПП: председателем Правления Юрием Котовым и президентом Леонидом Говоровым   были направлены письма с просьбой разобраться в ситуации и решить проблему в пользу сохранения малого предпринимательства, работающего на ОТМ. На площадке Московской ТПП также планируется провести круглый стол по обсуждению данной проблемы с привлечением представителей органов государственной федеральной и городской власти.

Источник: PlanetaSMI.RU