Тиражи газет и журналов стремительно падают, а в подписке - стабильны

В последние годы в средствах массовой информации, на различных мероприятиях по проблемам СМИ значительное внимание уделяется вопросам функционирования института подписки в нашей стране.  При этом нередко высказываются пессимистические прогнозы относительно судьбы подписки на периодику в России, звучат критические оценки деятельности почтового ведомства, подписных агентств, предъявляются претензии к организации работ по проведению подписных кампаний. 

Однако анализ общих процессов на рынке печатных СМИ показывает, что розничные продажи прессы стремительно падают, а подписные тиражи остаются стабильными. На  подписной сектор в настоящее время приходится около 34% денежного оборота рынка периодики. При этом если розничные продажи прессы постоянно падают, в среднем на 10-15% в год, то  подписка сохраняет относительную стабильность, а по некоторым показателям демонстрирует даже небольшой рост. Например, в 2011 году объём рынка подписки (включая почтовую) вырос на 0,45 млрд. рублей относительно уровня 2010 года и составил 22,9 млрд. рублей. 

Согласно статистике,  рост подписных тиражей наблюдается во многих регионах России. По результатам подписной кампании на первое полугодие 2012 года федеральными чемпионами в подписке стали Республика Саха-Якутия и Новосибирская область. В этих регионах объём подписных тиражей вырос на 16,1% и 11,7% соответственно. Традиционно высокий уровень подписных тиражей демонстрируют Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Краснодарский и Ставропольский края, город Санкт-Петербург и Ленинградская область. 

Примечательно, что  рост подписных тиражей не связан напрямую с уровнем доходов населения. Об этом говорит тот факт, что в число тиражных лидеров подписных кампаний регулярно входят такие регионы, как Волгоградская  и Пензенская области, считающиеся одними из самых дотационных в России. В 2009-11 гг. выросли подписные тиражи в республиках Северного Кавказа, где совсем недавно вести речь о развитии активного чтения было проблематично. 

Другим положительным результатом развития почтовой подписки в последние три года следует назвать рост плотности подписки (то есть – количества подписчиков на тысячу населения). Плотность подписки свыше 300 изданий на тысячу населения демонстрируют сегодня Ненецкий автономный округ, Курская и Амурская области, Республика Мордовия, Республика Тыва, Чувашская республика, Воронежская область, Алтайский край и многие другие регионы России. 

На роль лидеров подписки в кампанию на первое полугодие 2012 года вышли издания финансового и социального характера, женские и детские журналы,  корпоративная пресса.  Но абсолютных рекордов по-прежнему достигают издания кулинарной группы. Вне конкуренции на этот раз оказалась газета «Готовим дома», сумевшая увеличить тираж по каталогу российской прессы «Почта России» в 386 раз относительно подписки на 2011-1. Хороший результат у газеты «Моя прекрасная дача», тираж которой по каталогу российской прессы «Почта России» возрос почти в 14 раз. На третьем месте в этом подписном каталоге – журнал «Садовод и огородник», увеличивший аудиторию подписчиков в 6 раз. Чемпионом по версии каталога агентства «Роспечать» стал женский журнал «Сандра» (рост на 157%). Хорошие результаты по этому каталогу продемонстрировали издания «Вестник  МЧС» (156%) и «Вестник Росреестра» (153%). В Объединенном каталоге «Пресса России» сравнимые результаты показали детский журнал «Волшебный» (рост на 207%), газета «Пенсионеры Подмосковья» (147%) и издание «Золотые рецепты наших читателей» (147%).

Всё это - результат активной совместной работы издателей, распространителей и  почтовой службы.  Благодаря скоординированным действиям институту подписки удалось без больших потерь пережить финансовый кризис 2008-09 гг. Значительная часть заслуги в этом принадлежит команде менеджеров, пришедшей в «Почту России» в начале 2009 года. Тогда был взят курс на модернизацию технологий доставки подписных изданий, поскольку было достигнуто понимание, что невозможно говорить об улучшении качества работы при запредельном уровне изношенности основных фондов, призванных обеспечивать доставку. Одновременно специалисты «Почты России» обратили внимание на необходимость заниматься активным продвижением подписки, не дожидаясь завершения технологической модернизации. 

В 2009 году национальный почтовый оператор разработал совместно с Минкомсвязью и Россвязью «Программу модернизации инфраструктуры подписки на периодические печатные издания». Разумеется, для модернизации почтовой инфраструктуры требуются государственные дотации. Здесь представляется целесообразным брать на вооружение опыт большинства развитых стран мира, в которых почтовая служба является объектом дотаций. С учётом этого следовало бы, как считают эксперты рынка прессы, сохранить, а желательно увеличить в 2-3 раза  по сравнению с нынешним объёмом 3,2 млрд. рублей государственную поддержку института подписки, решение о которой было принято в 2007 году. 

 На фоне всё ещё бытующих разговоров об отсутствии перспективы у массовых печатных изданий, сопровождаемых реальным уменьшением розничных тиражей печатной прессы, подписку следует признать островком стабильности в море медиабизнеса. Интересно, что развитие подписки через почтовые каталоги стимулирует рост продаж газет и журналов в отделениях почтовой связи. В 2011 году «Почта России» смогла добиться роста розничных продаж на 2,5%, относительно уровня 2010 года, увеличив до 10,2% свою долю на рынке медиарозницы. Таким образом, подписка на газеты и журналы демонстрирует стабильность, а в ряде регионов и по значительной группе печатных СМИ – устойчивый рост. Россия с её огромной территорией останется страной подписки. Стремительно будет расти и почтовая доставка книг, других медийных носителей в регионы РФ, заказанных через Интернет.

      

Пресс-служба АРПП