Впрочем, принять такой документ будет сложно. США, которые опережают РФ в кибертехнологиях, не только проигнорировали форум в Баварии, но и, по данным "Ъ", советуют союзникам не "легитимировать" инициативу РФ. В этих условиях России вслед за США придется самой готовиться к кибервойнам. С подробностями — корреспондент "Ъ" ЕЛЕНА ЧЕРНЕНКО.
"Не проходит и дня без сообщений о кибератаках, кибермошенничестве, киберпреступлениях и грядущих кибервойнах. Источниками угроз могут быть отдельные личности, организованные группы преступной или террористической направленности, а также госструктуры. Ежегодный ущерб от компьютерной преступности уже оценивается в триллионы" — с такой мрачной картины начал выступление на форуме директор Института проблем информационной безопасности МГУ Владислав Шерстюк, в прошлом руководитель ФАПСИ и первый заместитель секретаря Совбеза РФ. Тему развил новый спецкоординатор МИД РФ по вопросам политического использования информационно-коммуникационных технологий (в ранге посла по особым поручениям) Андрей Крутских. Он сообщил, что сегодня уже около 120 стран "активно экспериментируют в области ведения информационных или кибервойн".
Именно господин Крутских занимается продвижением российских инициатив по принятию в ООН правил поведения в интернете. Речь идет прежде всего о концепции ООН "Об обеспечении международной информационной безопасности", обнародованной на закрытой встрече руководителей спецслужб и силовых ведомств 52 стран, организованной Совбезом РФ в Екатеринбурге (см. "Ъ" от 23 ноября 2011 года). По данным "Ъ", обсуждение этого документа будет продолжено на следующей подобной встрече в июне в Санкт-Петербурге. В августе же его обсудят в Нью-Йорке — на сессии группы правительственных экспертов ООН по информационной безопасности. В Гармиш-Партенкирхене Андрей Крутских посетовал, что, "по некоторым данным, ряд стран намерены заболтать российское предложение". Сравнив угрозу кибервойны с гигантским астероидом, мчащимся к Земле, он предупредил: "У человечества нет времени на болтовню".
Впрочем, от дипломатов, силовиков и экспертов из 17 стран, прибывших в Баварию, конкретных действий не ждали — организаторы рассматривали форум как репетицию перед Санкт-Петербургом и Нью-Йорком. Участников попросили лишь оценить российский проект конвенции и представить свои идеи. Помимо запрета использования сети для вмешательства в дела других стран и свержения неугодных режимов РФ предлагает запретить милитаризацию ресурса, но при этом наделить правительства свободой действий внутри национальных сегментов интернета.
Заместитель главы организации оборонных исследований Минобороны Индии Амит Шарма поддержал принятие правил поведения в сети. Он призвал расширить российский проект, занеся в него определение терминов "национальное киберпространство" и "враждебные действия государств в киберпространстве". А глава лондонского центра изучения конфликтов (до недавнего времени был структурой Минобороны) Кир Джайлс предложил яснее обозначить термин "кибертерроризм" — это, по его словам, позволит избежать слишком широкой трактовки со стороны правоохранительных органов.
Впрочем, даже после доработки документа добиться его принятия на международном уровне будет непросто. Главная мировая кибердержава, США, уже дала понять, что не поддержит российскую инициативу — Вашингтон видит в ней попытку установления госконтроля над интернетом. В отличие от РФ американцы не признают существования "национальных интернетов" и не считают, что меры по взлому цензурных барьеров других стран являются вмешательством во внутренние дела этих стран. Доступ к интернету США включают в набор универсальных прав человека, ограничивать которые нельзя ни под каким предлогом. Официальных лиц из США на нынешнем форуме не было, а ряд участников из стран—союзников Вашингтона признавались "Ъ", что американцы и им советовали не ехать в Баварию, дабы не "легитимировать" российскую инициативу.
Тем не менее в Вашингтоне угрозу кибервойны воспринимают не менее серьезно, чем в Москве. В киберстратегиях Белого дома и Пентагона, принятых в мае 2011 года, кибератаки приравниваются к военным действиям и США оставляют за собой право реагировать на них всеми средствами вплоть до применения ядерного оружия. А в декабре прошлого года незамеченным осталось не менее важное событие: киберкомандование США получило от Конгресса добро и деньги на развитие наступательного кибероружия.
Эксперты считают, что, до тех пор пока России нечего противопоставить в этой области, США не согласятся ни на какие ограничительные меры. Вице-премьер Дмитрий Рогозин в марте объявил, что скоро у РФ появится свое киберкомандование. Однако, по данным "Ъ", конкретных шагов в этом направлении пока не предпринято.
Елена Черненко
Источник: КоммерсантЪ