Доходы центральной прессы от рекламы в начале 2012 года - стагнация

Если наложить на привычный сезонный график доходов центральной прессы от рекламы в 2011 г. данные за первые три месяца текущего года, то можно увидеть, что пока ситуация с доходами печатных изданий почти в точности повторяет прошлогоднюю (см. Диаграмму 1). В январе и марте пресса показала снижение доходов относительно прошлого года порядка 3%, в феврале — 2% прироста. Таким образом, год начался для печатных СМИ в лучшем случае стагнацией.

Необычность ситуации заключается в том, что газеты и журналы вновь поменялись ролями. Если вспомнить начало и пик кризиса, то динамические показатели доходов газет были заметно лучше журнальных. Потом ситуация несколько изменилась: 2011 год газеты закончили с показателями худшими, чем журналы. Начало этого года пока характеризуется очень неплохими приростами доходов газет и снижением доходов журналов. Что касается рекламных изданий, то тут ситуация «стабильна» — они продолжают быстро терять доходы, что отмечается на протяжении всего кризисного периода (см. Таблицы 1 и 2, Диаграмму 2).

Диаграмма 1

Помесячные доходы центральной прессы от рекламы в январе 2011 — марте 2012, млн. руб. c НДС

 

Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)

Таблица 1

Доходы центральной прессы от рекламы в январе-марте 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС

Тип издания

2011

2012

Динамика, %

Газеты

1 594

1 823

+14.3%

Журналы

4 441

4 416

-0.6%

Рекламные

1 202

894

-25.6%

Центральная пресса ВСЕГО:

7 238

7 133

-1.4%

Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence) 

Таблица 2

Доходы центральной прессы от рекламы в январе-марте 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС

Тип издания

2011

2012

Динамика, %

Газеты ежедневные

                        797  

                          950  

+19.2%

Газеты еженедельные

                         797  

                          873  

+9.5%

Журналы ежемесячные

                     2 995  

                       3 005  

+0.4%

Журналы еженедельные

                     1 446  

                       1 411  

-2.5%

Рекламные издания

                     1 202  

                          894  

-25.6%

Центральная пресса ВСЕГО:

               7 238  

                7 133  

-1.4%

Диаграмма 2

Доходы центральной прессы от рекламы в январе-марте 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС

 

Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)

По объему рекламных площадей журналы в 1 квартале потеряли еще больше, чем в деньгах. По еженедельникам сокращение площади рекламы превысило 6%. При этом ежедневные и еженедельные газеты нарастили рекламную площадь на 17% и 8% соответственно (см. Таблицу 3). Но, несмотря на наступление газет, рыночная доля журналов даже увеличилась на 1 процентный пункт, достигнув 62%. Это вызвано сокращением доли рекламных изданий (с 17% до 13%, см. Диаграмму 3). Журналы остаются основным типом печатных СМИ, и газеты будут все более приобретать журнальные черты. Вероятно, через несколько лет будет целесообразно делить рынок печатных СМИ лишь по признаку периодичности.

Таблица 3

Объем рекламы (площадь в А4) в изданиях центральной прессы в январе-марте 2011-2012 гг. Без учета рекламных изданий

Тип издания

2011

2012

Динамика, %

Газеты ежедневные

                     7 209  

                       8 414  

+16.7%

Газеты еженедельные

                     3 061  

                       3 306  

+8.0%

Журналы ежемесячные

                   11 699  

                     11 535  

-1.4%

Журналы еженедельные

                     5 914  

                       5 533  

-6.4%

Центральная пресса ВСЕГО:

             27 882  

              28 787  

+3.2%

Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)

Диаграмма 3

Доли типов изданий центральной прессы по доходам от рекламы (1 кв. 2012 гг.), %

 

Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)

Неприятным сюрпризом стало падение доходов в 1 квартале по женским журналам (на 2%, в то время как 2011 год женские журналы, несмотря на временные перебои, закончили с показателем прироста 10%). На эту тематическую нишу приходится более пятой части всех рекламных доходов прессы. Другие «околоженские» ниши изданий («Кино и знаменитости», «Семья, уход за ребенком», «Здоровый образ жизни») также находятся в минусе. Это объясняется снижением бюджетов рекламодателей по товарной категории «Парфюмерия и косметика» (по нише «Женские журналы» — как раз на 2%). Сокращение же доходов мужских глянцевых журналов вызвано поведением рекламодателей сразу по нескольким ведущим для этой ниши товарным категориям. Помимо парфюмерии, бюджеты сократились по одежде и обуви, алкоголю, часам, мобильным телефонам, бытовой технике, финансовым услугам и т.д.

Наибольшие показатели прироста в нишах — у бортовых журналов (их лидирование, если не считать нишу кроссвордов, продолжается уже второй год). Высокие приросты доходов демонстрируют также деловые ежедневные газеты и туристические издания (см. Таблицу 4).

Таблица 4

Доходы центральной прессы от рекламы (по тематическим нишам) в январе-марте 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС

Ниша

2011

2012

Динамика, %

Женские журналы

                     1 622  

                       1 594  

-2%

ТВ-гиды

                         674  

                          706  

+5%

Еженедельные газеты (Массовые)

                         608  

                          653  

+7%

Ежедневные газеты (Качественные)

                         511  

                          616  

+21%

Мужские журналы

                         393  

                          337  

-14%

Автомобильные

                         271  

                          313  

+15%

Кино и знаменитости

                         325  

                          305  

-6%

Деловые и общ-полит. журналы

                         309  

                          280  

-9%

Трудоустройство

                         325  

                          279  

-14%

Бесплатные издания

                         249  

                          241  

-3%

Ежедневные газеты (Массовые)

                         192  

                          214  

+12%

Каталоги: строительство, интерьер

                         259  

                          201  

-23%

Интерьер, загородный дом

                         171  

                          186  

+9%

Автомобильные (рекламные)

                         235  

                          147  

-38%

Бортовые журналы

                         103  

                          138  

+33%

Бесплатных объявлений

                         206  

                          128  

-38%

Путеводители по развлечениям

                         124  

                          120  

-3%

Семья, уход за ребенком

                         113  

                             99  

-13%

Познавательные

                           83  

                             93  

+13%

B2B

                           68  

                             72  

+6%

Туризм и путешествия

                           57  

                             67  

+19%

Здоровый образ жизни

                           69  

                             65  

-5%

Компьютерные

                           53  

                             60  

+15%

Еженедельные газеты (Качествен.)

                           52   

                             51  

-2%

Молодежные

                           51  

                             50  

-2%

Гастрономические

                           44  

                             47  

+6%

Электронная техника

                           47  

                             41  

-12%

Кроссворды и развлекательные

                           17  

                             23  

+41%

Садоводство, цветоводство

                             9  

                               5  

-45%

Центральная пресса ВСЕГО:

               7 238  

                7 133  

-1.4%

Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence)

В разрезе товарных категорий, помимо снижения на 4% бюджетов по «Парфюмерии и косметике», следует отметить рост на 8% по категории «Медицина, лекарства, БАДы», которая по итогам прошлого года показала снижение на 5,5%, а также снижение прироста по категории «Автомобили и аксессуары» с 17% по итогам 2011 г. до скромного 1% в 1 кв. текущего года. Реклама финансовых и страховых услуг продолжает наращивать бюджеты в прессе высокими темпами (34% по результатам 2011 г., 31% в 1 кв. текущего). Рекордсменом же по сокращению бюджетов (если не считать бытовую химию, всегда характеризуемую высокой «волатильностью») является категория «Услуги сотовой связи» (сокращение на 51%, т.е. более чем вдвое). См. Таблицу 5.

Таблица 5

Рекламные бюджеты товарных категорий в центральной прессе в январе-марте 2011-2012 гг., млн. руб. c НДС

Товарная категория

2011

2012

Динамика, %

Парфюмерия и косметика

                         928  

                          888  

-4%

Медицина, лекарства, БАДы

                         810  

                          878  

+8%

Автомобили и аксессуары

                         668  

                          676  

+1%

Одежда, обувь, аксессуары

                         592  

                          651  

+10%

Часы и ювелирные изделия

                         345  

                          363  

+5%

Алкогольные напитки и пиво

                         292  

                          313  

+7%

Финансовые и страховые услуги

                         217  

                          286  

+31%

СМИ и спецмероприятия

                         229  

                          212  

-7%

Недвижимость

                         154  

                          171  

+11%

Мебель и предметы интерьера

                         147  

                          168  

+14%

Продукты питания и напитки

                         171   

                          167  

-3%

Табачные изделия

                         181  

                          165  

-9%

Бытовая техника

                         145  

                          136  

-6%

Компьютеры и оргтехника, софт

                         134  

                          113  

-16%

Строительные товары и услуги

                         112  

                          111  

-1%

Детские товары

                         106  

                             86  

-19%

Торговые организации

                         106  

                             71  

-33%

Аудио-, видео-, ТВ-, фототехника

                           97  

                             70  

-28%

Туризм и отдых

                           74  

                             62  

-16%

Мобильные телефоны

                           47  

                             43  

-9%

Услуги сотовой связи

                           64  

                             31  

-51%

Спортивные товары

                           22  

                             28  

+26%

Бытовая химия

                           36  

                             12  

-67%

Политическая реклама

                             1  

                               9  

+1576%

Социальная реклама

                             6  

                               6  

-8%

Другое

                        409  

                          470  

+15%

Classified

                     1 144  

                          948  

-17%

Центральная пресса ВСЕГО:

               7 238  

                7 133  

-1.4%

Источник: Аналитический Центр Видео Интернешнл (на основе данных TNS Media Intelligence) \Общий же вывод по рассматриваемому сегменту медиарынка можно сделать следующий. В прессе продолжается глубокая структурная перестройка, характеризующаяся быстрым и заметным снижением доли рекламных изданий, уступающих свое место новым видам рекламоносителей, в первую очередь электронным: интернету и мобильной рекламе. Журналы и газеты в свою очередь по естественным причинам не могут воспользоваться ситуацией и получить часть доходов, теряемых рекламными изданиям. Их доля на рынке рекламы в прессе растет, но доля всей прессы на медиарынке сокращается

Александр Ефремов, эксперт «Аналитического центра «Видео Интернешнл»

Источник: Sostav.ru