На сегодняшний день 50% совершеннолетнего населения России пользуются интернетом каждый месяц, что составляет порядка 57,8 млн человек. Дневная аудитория Рунета составляет 44,3 млн человек или 38% от всех совершеннолетних жителей страны. 76% от всей аудитории Рунета пользуются интернетом каждый день. Основная масса пользователей (70%) выходит в Сеть посредством широкополосного доступа (ШПД), однако мобильный доступ также пользуется популярностью (34%).
При таких существенных величинах охват интернета в России пока что ниже, чем у большинства европейских стран – 49% против среднеевропейского показателя в 78%. Однако по размеру национальной аудитории Рунет превосходит все европейские страны, занимая при этом 6-е место в мире – после Китая, США, Японии, Индии и Бразилии. При этом есть бесспорный интерес извне - более 80 млн человек и разных стран посещают сайты Рунета ежемесячно.
Рунет по-прежнему демонстрирует рост в регионах, годовой прирост аудитории составил 16%, самый высокие темпы здесь демонстрируют Уральский (5,2 млн пользователей или +30%) и Дальневосточный (2,9 млн пользователей или +26%) федеральный округа. При этом стоит отметить, что аудитория мобильного интернета растет в два раза быстрее, чем стационарного: каждый третий пользователь использует мобильный доступ в интернет хотя бы раз в месяц (относится к городам с населением более 100 тыс. чел.), а каждый пятый — ежедневно. Каждый второй из «мобильных» пользователей «вооружен» смартфоном, каждый пятнадцатый использует планшеты.
Согласно прогнозам, к концу 2014 года численность интернет-пользователей составит около 80 млн. человек — или 71% населения страны старше 18 лет.
Кроме роста и увеличения аудитории, у Рунета есть и другие качественные и количественные достижения. В числе названных директором РАЭК следующие:
1.Поиск. В России поисковики отвечают на 350 млн. вопросов в сутки (250 млн. - год назад);
2.Почта. Россия занимает пятое место в по размеру аудитории почтовых сервисов. По среднесуточной аудитории в TOP-10 почтовых сервисов мира входит сразу две почты из России.
3.Социальные сети. Вовлеченность российской аудитории в соцсети — самая высокая в мире (в среднем в мире — 5,9 часа), в процентном соотношении этот показатель равен 99,7% от среднесуточной аудитории Рунета (30,9 млн человек)
4.Домены. Помимо увеличения количества зарегистрированных доменов, Россией поданы заявки на домены верхнего уровня .MOSCOW и .МОСКВА, .ДЕТИ, .РУС.
За прошедший год жизнь Рунета ознаменовалась немалым количеством положительных событий: это IPO двух российских интернет-компаний (Mail.ru Group и Yandex — самые дорогие в Европе), вкючение Yandex в расчет интернет-индекса NASDAQ, активная экспансия российских игроков на зарубежные рынки за пределы СНГ, рост рынка интернет-рекламы (уступает только ТВ), удвоение числа активных пользователей мобильного интернета в Москве и Санкт-Петербурге, внесение важнейших инициатив по регуляции Рунета на мировом уровне на саммите G20, рост доли разработок под мобильные и облачные платформы и т.д.
За год Россия поднялась в мировом рейтинге развития информационных технологий с 77 на 56 позицию (Всемирный экономический форум), а за два года - в рейтинге ООН по реализации концепции электронного правительства с 59 на 27 место. По словам Сергея Плуготаренко, не в последнюю очередь такие изменения были достигнуты благодаря успешной реализации проекта WebVybory 2012 – уникального события общенационального масштаба, впервые реализованный в России и мире объединенными усилиями Минкомсвязи РФ и компании «Ростелеком».
Немаловажно на сегодняшний день и то, что Рунет оказывает существенное влияние на экономику России. По оценкам экспертов РАЭК, рынок интернета в России по итогам 2011 года составил 750-850 млрд. рублей или 1,4%—1,7% от ВВП России (по итогам 2011 года, в интернет-сегменте находится порядка 54 трлн. рублей). При этом две трети из них приходится на зрелые рынки, такие как рынок интернет-рекламы, веб-разработки, поисковой оптимизации, электронной торговли и платежей, еще треть занимают молодые сегменты (мобильные приложения и облачные сервисы, социальные сети, SMM, продажи цифрового контента, SaaS). В оценку не вошли так называемые «традиционные рынки», т.е. рынки мобильных и стационарных операторов интернет-доступа, рынки телекома и связи, а также B2G сегмент. Обороты этих рынков могут составить до 7-10 раз больше приведенной оценки.
Директором РАЭК было также анонсировано исследование, проводимое Ассоциацией совместно с Высшей школой экономики в 2012 году, - «Экономика Рунета 2011-2012». Итоги исследования будут представлены уже в июне 2012 года и дадут более детальную оценку всем направлениям интернет-бизнеса в России и его долю в ВВП страны.
Помимо исследования, силами специалистов РАЭК за год были подготовлен ряд инициатив по саморегулированию интернет-отрасли. Был разработан целый ряд предложений по доработке и внесению поправок в действующее законодательство Российской Федерации с целью улучшения правового баланса в отрасли и стимулирования дальнейшего роста Рунета.
Более подробную презентацию можно скачать по ссылке http://raec.ru/upload/files/se2012-plugotarenko.pdf
Российская Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) - некоммерческая организация, созданная в 2006 году для консолидации и отстаивания интересов российской интернет-отрасли. Сегодня РАЭК объединяет порядка 90 компаний – крупнейших игроков рынка. Миссия Ассоциацией является формирование цивилизованного рынка электронных коммуникаций, поддержка проектов в отраслевом образовании и науке, а также развитие нормативно-правового поля по защите интересов участников рынка.
Источник: Пресс-служба РАЭК