Средства производства контента стали настолько доступными, что любой человек может конкурировать со СМИ. Другое дело - качество информации. Здесь профессиональные СМИ могут взять реванш. И на это можно делать упор. Но должна быть не только гонка за повышением качества контента. Надо повышать квалификацию пользователей, то есть тех, кто читает новости, считает Щеголев. В каждом уважающем себя новостном агентстве должны быть телевизионная служба, онлайн-сервисы, электронный архив.
Если говорить о деньгах на развитие отрасли, то Щеголев привел пример финских коллег, которые долго думали, как финансировать телевидение. Несколько лет назад они ввели сбор с телевизионных приемников. Но потом обнаружили, что с развитием новых технологий, когда можно смотреть телевизор и слушать радио через Интернет, число плательщиков стало сокращаться. Тогда, по словам Щеголева, они решили ввести информационный налог, который составил 0,6 процента от доходов гражданина и идет на содержание ТВ и радио. Щеголев считает такое решение революционным. К поиску, как обеспечить финансирование СМИ, подключатся и другие страны, ведь надо содержать штат высококвалифицированных журналистов, закупать новую технику, прогнозирует Щеголев.
В свою очередь, глава Роскомнадзора Александр Жаров, который несколько лет курировал СМИ в минкомсвязи, отметил, что медиаотрасль сейчас находится в стадии бурной трансформации. Зачастую повестку дня формируют не традиционные информагентсва, а блоги и социальные сети. Доступ к информации теперь измеряется кликами, и чем дальше будет развиваться широкополосный доступ в Интернет, тем больше "фактор кликов" будет нарастать, считает он.
Традиционные СМИ, не находящие себя в мультимедийном формате, будут нести только убытки. Для национальной медиаотрасли важно не просто сохранить свои рейтинги и тиражи, но и нарастить присутствие в глобальном информационном пространстве. Сейчас время не столько креативщиков, сколько ремесленников, которые должны уметь работать в цифровой среде. И здесь возникает вопрос подготовки кадров, адекватных вызовам современных медиа, отметил Жаров. В течение 5-6 лет, учитывая существование программ, считывающих индивидуальный профиль пользователя, экономическая модель в отрасли медиа и телекомов сильно изменится. Государство должно уделять этому внимание и писать законы, учитывая этот факт.
Глава комиссии по СМИ Общественной палаты России Павел Гусев обозначил ряд острых для печатных изданий проблем. По его мнению вопрос финансирования отрасли, в том числе снижение НДС для газет и журналов до 3-4 процентов было бы хорошей поддержкой. В других странах идет поддержка чтения газет и журналов, а у нас - только издания книг, сожалел он. Для газет в России, кроме налоговых льгот, можно было бы внедрить систему грантов. Что касается создания медийных холдиногов, то сейчас ряд из них могут даже претендовать на звание монополистов отрасли. И это идет не на пользу отрасли, считает Гусев. Поэтому необходимо ограничение в отрасли для медиаресурсов. Ведь холдинг проводит единую информационную политику, а чем больше холдинг, тем это опаснее уже для аудитории.
Игорь Щеголев не стал обнадеживать по поводу налоговых послаблений для СМИ, но отметил, что при измерении монополизации нужны критерии, кого считать монополистом. Оценивать ли его по охвату аудитории, по региональному охвату или по влиянию на столицы. Глава подкомитета Госдумы по информационной политике Сергей Железняк считает, что выявлять монополистов должны сами участники рынка.
Еще одной проблемой для печатных СМИ стало в последнее время то, что в регионах закрываются газетные киоски, отметил Гусев. И очень сложно с продвижением подписки и доставкой газет, пожаловался он. На что Щеголев предложил на территории Костромской области создать пилотную зону, прописав в региональном законе льготы для газетных киосков. Он напомнил, что бывший глава Роскомнадзора Сергей Ситников как раз сейчас занимает пост губернатора области.
Татьяна Шадрина
Источник: Российская газета