- В каком положении сейчас находится российская печать?
- В тяжелом. Налогообложение в нашей отрасли - рекордное для планеты Земля. Ни в одной стране мира нет таких зверских налогов. Потому что у нас не просто высокий НДС. У нас вообще нет никаких льгот на продукцию. Для сравнения, в декабре Европарламент принял резолюцию, рекомендующую всем странам континента обнулить НДС на печатные и электронные СМИ. В Европе понимают, что это является поддержкой отрасли. В России - нет. Мы (Прим. Ред.: Ассоциация распространителей печатной продукции) десять лет боремся за ослабление налоговой удавки отрасли. Пока ничего не получается. До последнего времени все разбивалось о Кудрина (Прим. Ред.: экс-министр финансов РФ). Он говорил, что введение льгот для отрасли невозможно, аргументируя это тем, что все должны быть в равных условиях. Странно, что и в Албании, и в Англии НДС – 0%, а в России он - 10%. Кроме того, парадоксально, что льгота в 10% распространяется только на розницу. На подписку процентная ставка составляет 18%.
- Оказывается ли какая-то помощь отрасли распространения со стороны государства?
- Еще со времен президентства Бориса Ельцина действует льгота 10% по НДС на розницу. И это все.
- В чем главные трудности существования печатных СМИ в России?
- НДС – это первая проблема. Кроме того, мы платим очень большие налоги на отчисления в социальные фонды. Сегодня это 30-35% от заработной платы. А для нашей низкорентабельной отрасли - это очень много. Ведь это не шаурма, не алкоголь и даже не нефть.
- Получается, что проблема возникла уже давно. А почему, в таком случае, письмо президенту было направлено только сейчас?
- Потому что у нас новый президент. И нас порадовало, что, готовясь к выборам, он опубликовал свои программные статьи не в каком-нибудь Twitter или блоге, а в ведущих федеральных газетах. Власть осознает, что СМИ - это зона доверия населения. Что блоги, Twitter, Живой журнал - это все замечательно, но создаваемый ими контент невозможно контролировать с точки зрения достоверности. А вот реальные средства массовой информации, у которых есть редакции, отвечают перед законом за качество производимой информации. И становятся зоной доверия. Сейчас, когда идет формирование нового правительства, инициатива по поводу нашего обращения была уместна. Мы писали письмо также президенту с предложением создать Министерство печати.
- Вы предлагаете реорганизовать имеющиеся структуры? Или же создать новую?
- Это неважно. Просто нужно Министерство печати, которое занималось бы исключительно средствами массовой информации - радио, телевидением и печатью. Ведь Минкомсвязи ведает, в большей степени, технологиями и "железками". Вот и флаг им в руки. А нашей отраслью сейчас министерство занимается в третью очередь.
- Что для распространителей изменит снижение НДС, в случае, если Владимир Путин ответит на вашу инициативу?
- Снизится нагрузка на бизнес. Что позволит прибавить зарплату сотрудникам и снизить рост цен на печатную продукцию. Ведь медиабизнес должен быть рентабельным. Если прибыль будет отрицательной, то все закроется - киоски, редакции и так далее.
- На ваш взгляд, в сложившейся ситуации нужна реформа отрасли или будет достаточно небольших корректировок?
- Вообще нужна реформа. Системы государственной политики в отношении СМИ. И поэтому мы считаем необходимым возродить закон о господдержке СМИ, который был создан при Борисе Ельцине. Но его необходимо адаптировать под новые условия. И мы надеемся, что наши инициативы будут услышаны. Налоговые льготы, создание Министерства печати, подготовка нового закона о господдержке СМИ - эти составляющие окажут значительную помощь нашему рынку.
- Где, по вашему мнению, разумно выстроена налоговая политика в области прессы?
- В Америке и Великобритании. В Америке замечательное госрегулирование подписки.
Почта доставляет печатные СМИ по всей Америке по очень низкому тарифу, а убытки при этом покрывает федеральный бюджет. Поэтому неудивительно, что 85% всех тиражей печатных СМИ распространяются по подписке. Для сравнения в России - это 30-35% .
А если говорить о рознице, то в Британии - нулевой НДС, никто не платит такие деньги государству с розничных продаж. В Британии работает целевое финансирование системы распространения прессы. Например, в год одна точка продажи прессы получает до четырех тысяч евро в качестве субсидий. Чтобы не разорились. А в России распространение по подписке обходится дороже, чем распространение прессы в розницу.
- Вы сказали, что издательское дело - это, в первую очередь, бизнес. Если такие проблемы с печатью, может, выгоднее развивать электронные версии газеты?
- В России доходность от электронных СМИ очень маленькая. У всех наших российских издателей она примерно на уровне 2% дохода. Потому экономика, конечно, никакая. И особых перспектив в том, чтобы зарабатывать деньги на электронной версии, нет.
Более того, сейчас в России зафиксированы случаи, когда электронные издания переходят в "печатку", переходят на бумажный формат. Истина, на самом деле - в другом. Для того, чтобы охватить все модели распространения, использовать все возможные носители, нужно талантливо создавать контент. А потом продвигать его везде, где только можно – с помощью радио, телевидения, интернета, мобильных телефонов. Такая концепция называется "360 градусов". Контент распространяют одновременно во всех направлениях.
- В одном своем комментарии вы сказали: "Газеты умрут не потому, что их убьют Интернет, социальные сети, а потому что их убьет российская коррупция и чиновничий беспредел". Какие формы давления на отрасль имеете ввиду?
- Объекты прессы уничтожаются на всей территории страны, кроме Москвы и Петербурга. Объекты прессы чиновники уничтожают как класс, как вид. В Саратове, к примеру, ночью воруют киоски "неизвестные лица". Об этом официально сообщается в СМИ. Украли таким образом 40 киосков с продукцией в городе. Уничтожаются печатные киоски от Владивостока до Саратова. А уничтожаются они по двум причинам. Потому что не платят взятки – их просто не с чего платить. А во-вторых, крупные супермаркеты тоже не хотят иметь конкурентов в виде мелкой розницы и лоббируют их уничтожение. Другой фактор, это Федеральный закон №94, который, как известно, регулирует выделение государственных средств с помощью конкурсных процедур. Этот закон крайне коррупционный. Даже Медведев, будучи президентом, сказал, что этот закон выдает по стране коррупцию в размере одного триллиона рублей. Мы просили чиновников поправить, изменить этот закон, ссылаясь на Медведева. Но никто ничего не слышит. "Замотали" его в каких-то консультациях, согласованиях, рабочих группах… Государственная Дума уже в новом составе, а "воз и ныне там".
- Когда вы ждете ответ на ваш запрос от президента России?
- По закону должны ответить в течение месяца. Мы отправили наше обращение Владимиру Путину и в письменной форме, и в электронной версии. Надеемся, что он нас услышит. А пока мы сохраняем оптимизм.
Юлия Мичурина
Источник: Lenizdat.ru