Новому министру связи и массовых коммуникаций Николаю Никифорову предстоит завершить четыре ключевые для телекоммуникационной отрасли задачи его предшественника Игоря Щеголева. Часть из них, в частности создание "электронного правительства", а также цифровизация телевидения и радио, последние годы были под пристальным вниманием Владимира Путина и Дмитрия Медведева.
Как предполагал "Ъ" (см. номер от 15 мая), новым министром связи и массовых коммуникаций стал Николай Никифоров, теперь уже бывший заместитель премьер-министра—министр информатизации и связи Татарии.
Человек self-made, так характеризуют господина Никифорова опрошенные "Ъ" менеджеры телекоммуникационных компаний. Он не просто исполнитель, именно благодаря его личным инициативам Татария стала абсолютным лидером среди российских регионов по уровню доступности госуслуг в электронном виде, подчеркивают собеседники "Ъ". Очень успешным был проект IT-парка: более десятка его резидентов стало участниками "Сколково", отмечает один из собеседников "Ъ". "Если хотя бы 50% того, что было сделано в Татарии, будет сделано по всей стране, мы совершим огромный рывок",— говорит гендиректор "Скартела" (бренд Yota) Денис Свердлов.
Но в ранге федерального министра господину Никифорову придется решать проблемы другого масштаба. Перед ним в отличие от Игоря Щеголева четыре года назад вроде бы не стоят задачи, требующие принятия экстренных, а порой и форсированных решений. Но это только на первый взгляд.
Предыдущий министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев за четыре года пребывания на этом посту фокусировался на четырех темах — реорганизации "Связьинвеста", переводе российского теле- и радиовещания в цифровой формат, развитии "электронного правительства", выделении частот для самого прогрессивного стандарта связи 4G. Если реорганизация практически завершена, то в остальных направлениях новому министру придется решать ряд вопросов.
Открытый в конце 2009 года портал Gosuslugi.ru сейчас позволяет получить в электронном виде более 1,1 тыс. государственных и муниципальных услуг. За последние полгода число пользователей портала выросло вдвое, но пока составляет 2 млн человек. В докладе ООН "E-Government Survey 2012: E-Government for the People" Россия оказалась на 27-м месте по уровню развития "электронного правительства", но в целом по развитию информационно-коммуникационных технологий занимает лишь 56-е место (данные ежегодного рейтинга Всемирного экономического форума).
В отношении развития 4G необходимо изыскать ресурс для региональных и новых игроков. В прошлом году было разрешено развивать 4G по всей России "Скартелу" и "Основе Телеком". В июле планируется подвести итог конкурса еще на четыре пула федеральных частот для нового поколения связи, но исходя из его условий наибольшие шансы на победу имеют крупнейшие сотовые операторы России МТС, "МегаФон" и "Вымпелком", а также государственный "Ростелеком". В то же время оператор номер четыре по количеству абонентов Tele2 активно выступает за принятие принципа технологической нейтральности, что позволит ему развернуть сеть LTE в тех регионах, где она уже присутствует.
Участники рынка отмечают, что господин Никифоров в Татарстане был активным противником понятия "единственный исполнитель" и боролся с монополизмом. "В Татарстане работала опытная зона MNP (принцип сохранения мобильного номера при смене оператора), был организован доступ альтернативных операторов к инфраструктуре бывшего монополиста "Таттелекома",— говорит глава Ассоциации региональных операторов связи Юрий Домбровский.— Мы рассчитываем, что такие подходы будут применяться и при распределении частотного ресурса".
Как пример, региональным операторам может быть предложено несколько лицензий, пригодных для 4G. Такая перспектива должна заинтересовать, например, Tele2 и СМАРТС, но при этом до сих пор непонятно, какие регионы будут подпадать под лицензии и в какие сроки будут проведены конкурсы на частоты.
Критике подверглась и федеральная целевая программа "Развитие телерадиовещания в РФ на 2009-2015 годы". Недавно был утвержден новый формат вещания DVB-T2, однако к моменту его запуска в первых регионах (к слову, в их число благодаря усилиям Николая Никифорова попал и Татарстан) в магазинах практически не было оборудования, способного принимать такой ТВ-сигнал. Теперь необходимо внедрить новый формат по всей России и обеспечить большинству жителей страны возможность его принимать.
Анна Балашова, Владислав Новый
Источник: КоммерсантЪ