Облачные СМИ – миф или реальность?

В медиасфере происходят бурные процессы. Традиционные СМИ частью умирают, частью трансформируются. В настоящее время в России 65 тыс. печатных и 22 тыс. электронных СМИ. Показательно, что тиражи бумажных газет и журналов за последние три года упали на 50%, при этом электронные СМИ по численности растут год от года.

На сегодняшний день основная масса доходов всё же присутствует в печатных СМИ. В 2011 году объём доходов на рынке печатных СМИ составил 116 млрд. рублей, в то время как доходы от продажи цифрового контента в прошлом году в стране составили 0,3 млрд. рублей (это без радио и телевидения, а «лёгкий» контент, т.е. без видео). Так что, как говорится, почувствуйте разницу.

Но тем не менее, восходящий поток новых СМИ достаточно стремителен, хотя и в известной степени хаотичен. На фоне многочисленных заявлений, что традиционная журналистика и традиционные СМИ обречены, а блогосфера  и социальные сети их сметут с палубы нашего корабля, появились более серьёзные концепции в области новых медиа, которые обосновывают появление сетевых СМИ в формате «ульевых» и «облачных». Авторами этих терминов и концепций являются Василий Гатов, Андрей Мирошниченко, Анатолий Мильнер. Мне лично более симпатична концепция облачных СМИ – выглядит благозвучнее и ближе к облачным технологиям, столь модным в настоящее время. 

Напомню, что облачные СМИ, по представлению Мильнера, должны состоять из трёх частей: витрины издания, похожей на современное сетевое издание,  блогов авторов и форума читателей. Над витриной работает редакция, размещая здесь окультуренный контент. Каждая блог-площадка отражает состояние собственно авторского блога, который аффилирован с изданием. Контент из блога автора может быть выбран редакцией для опубликования в витрине. Также авторов-кандидатов редакция отбирает, просматривая форум читателей (Мильнер называет этот процесс «авторской возгонкой»). Контент в любой части издания может комментироваться и обсуждаться. 

Со всем вышесказанным можно согласиться. Можно согласиться с разделением СМИ на регулярные, полурегулярные и коммуникативные, т.е. те, что называются почтой и телеграфом в современных условиях. И всё было бы хорошо, если бы у всех уважаемых авторов, описывающих концептуально новые медиа, был ответ на главный вопрос – где деньги? А денег в реальности у новых медиа нет и не предвидится. Доходность от продажи электронного контента в России через пять лет прогнозируется в 0,8 млрд. рублей в нынешних ценах. Все полурегулярные медиа являются, безусловно, весёлым и прикольным информационным продуктом с невнятной доходностью и с непрофессиональной работой. Высокооплачиваемые профессионалы забавляться игрой с окультуриванием блогов вряд ли станут.

В настоящее время часто ссылаются на опыт создания и функционирования сетевого СМИ HuffingtonPost. Упрощённо говоря, это агрегатор новостей и формирование блогосферы на заданную тему. В бесплатном доступе это всё очень хорошо, но исключительно для тех, у кого масса свободного времени и минимум собственных социальных обязательств. Это полурегулярное СМИ исключительно полезно, но и исключительно безответственно. Это свободное пространство – как информационный Гайд-парк.

Мне возразят, что облачное СМИ, обладающее, редакционной полосой (по определению Мильнера -  витриной), имеет профессиональную сферу с определённой степенью ответственности за публикации и за информацию. И что, здесь не будет джинсы? И не будет политической мочиловки? И не будет конкурентных войн? И кто будет нести ответственность за публикации в многочисленных полурегулярных СМИ? И кому будет верить население?

Я являюсь убеждённым сторонником того, что любую работу должен делать профессионал – что пироги, что сапоги, что СМИ. В этом смысле полурегулярные СМИ являются всего лишь интересным протуберанцем хаотичного информационного пространства, именуемого социальными сетями. Своеобразный подготовительный класс для начинающих журналистов всех возрастов. Прав Мильнер, считающий, что из этого класса методом «возгонки» талантливые люди будут перемещаться в журналистские коллективы более высокого уровня, т.е. в редакции. А вот уже между редакциями должна быть конкуренция в борьбе за читателя. И уже читатель, он же пользователь, своим кликом или рублём будет выбирать победителя.

На днях было объявлено, что редакция газеты «Комсомольская правда» перешла в своей работе в сферу облачных технологий, это касается исключительно офисной и редакционной работы. В чём здесь большой плюс? Сотрудничество с Google и внедрение облачных сервисов, перевод на чужую платформу всех своих информационных ресурсов, программного обеспечения, оперативной и архивной памяти, наконец, редакционной работы над материалами и т.д. Таким же путём пошли редакции газеты «Вечерняя Москва» и некоторых других изданий. В этой реформе имеется большой смысл, т.к. она даёт серьёзную экономию средств и повышает эффективность работы редакции. Но «Комсомолка» не идёт дорогой трансформации в облачное СМИ. Здесь уже давно выбрали направление к мультимедийности, т.е. к продвижению создаваемого здесь качественного высокопрофессионального контента по всем возможным каналам и на всех возможных носителях, имея кроме бумажной версии свои радио, ТВ, веб-сайт, а также предлагая свою версию для iPad и других мобильных систем. Благодаря мультимедийности, в «Комсомолке» доходы есть. В полурегулярных медиа – их меньше…

Облачные СМИ – это уже реальность, но реальность весьма облачная.

Источник: Блог Александра Оськин в Живом Журнале (http://alexander-oskin.livejournal.com/56695.html)