Не секрет, что в современных условиях рынок печатных СМИ переживает сложное время. Связано это с развитием Интернета, популяризацией социальных сетей, а также других средств массовых коммуникаций. Однако, несмотря на прогнозы ряда экспертов, подписные тиражи российских изданий в последние три года достаточно стабильны.
- Важную позитивную функцию, позволяющую сдерживать падение тиражей печатных СМИ, выполняет "Почта России", - рассказывает Александр Оськин. - Напомню, что за последние три года 25 процентов наименований газет и журналов исчезли с рынка. Общие объемы тиражей упали за это время на 50 процентов. А объемы тиражей подписки стоят твердо. Связано это с тем, что тарифы на подписные услуги почты стабильны. Дается это самому предприятию нелегко: приходится покрывать убытки из собственной прибыли, сокращая ресурсы для модернизации и введения новых услуг.
Дотации государства на эту деятельность сейчас покрывают менее чем две трети расходов. И дальнейшее их сокращение может привести к коллапсу в издательской сфере, полностью уничтожить институт подписки как вид услуг. Допустить этого нельзя. Во всем мире государства поддерживают своих почтовиков. Например, в США государство дает дотации местной почте, которая берет в доставку 85 процентов тиражей печатных изданий. А для популяризации подписки стоимость печатного издания стоит дешевле розницы.
В России без подписки читателям бумажных СМИ просто не обойтись. Если в городе ту же газету можно купить в киосках, то в деревнях и селах получить газету или журнал можно лишь подписавшись на них. В свою очередь почта привлекает огромные силы для того, чтобы привлечь подписчиков. Одной из таких "завлекалочек" стала ставшая уже традиционной Всероссийская декада подписки, позволяющая клиентам подписаться на льготных условиях более чем на 200 федеральных и порядка 400 региональных изданий. А на доставку трех и более изданий в один адрес еще и предоставляется 10-процентная скидка.
- Конечно, у российской почты есть недостатки - задержки сроков доставки, низкая заработная плата сотрудников, слабая инфраструктура, устаревшее оборудование, - говорит Оськин. - Но я считаю, что внутренние проблемы почты надо решать всем миром. И издатели, и распространители, и подписные агентства должны объединяться с почтой и совместно искать пути выхода из сложной ситуации.
Ирина Игорева
Источник: Российская газета