Почему сокращается книжный рынок?

Известный тезис о том, что объединению должно предшествовать размежевание, верен и в обратном направлении – раздробленное на мелкие кусочки имеет тенденцию к укрупнению. Этот процесс можно наблюдать во многих отраслях экономики, от металлургии до авиации. Не стала исключением и книгоиздательская деятельность.

За последние годы книжный рынок неуклонно сжимается. По данным Роспечати, с 2008 года количество выпущенных книг и брошюр остается практически неизменным, а их совокупный тираж снизился более чем на 20%. Особенно "пострадали" наиболее дорогие и "серьезные" книги в твердом переплете – их тираж упал почти на 25%, а кроме того, они почти на треть "похудели" по количеству страниц. Если в 2008 году на каждого россиянина приходилось по 5 книг, выпущенных российскими издательствами, то в 2011 – уже по 4. При этом стоит отметить, что падение в первую очередь затронуло художественную и детскую литературу.

На этом тревожном фоне жизнь на издательском рынке продолжает бурлить. Читают все меньше, а издательств — все больше: в 2011 году их было уже почти 6 тысяч. И хотя реально работают не более 1,5 тысяч, но и это очень много. Впрочем, основными игроками уже многие годы являются две издательских компании, выпускающие примерно по 20% всех российских книг, — АСТ и "Эксмо". Это конгломераты, объединяющие по несколько десятков издательств, редакций, полиграфических производств, розничных сетей и т.п.

Лидеры рынка все больше обрастают новыми приобретениями. За прошлый год произошли два существенных объединения – входящее в первую пятерку издательство "Олма" купило одного из старейших издателей образовательной литературы "Просвещение", а "Эксмо" приобрело издательство бизнес-литературы "Альпина бизнес букс". В 2012 году тенденция, скорее всего, продолжится – появившаяся информация о покупке издательством "Эксмо" второго лидера российского рынка, компании АСТ, заставляет серьезно задуматься о том, насколько еще сократится количество выпущенных книг и их тираж за текущий год.

"Эксмо" всегда действовало на рынке агрессивно. Успех строится на простой бизнес-модели – побольше и побыстрее навыпускать популярной литературы, детективов и женских романов. Совокупный тираж "золотой четверки" – Донцовой, Шиловой, Устиновой и Марининой – в разные годы составлял от 10 до 20 миллионов экземпляров.

Следует пояснить, что на самом деле читательская активность россиян снижается не так сильно, как показывает официальная статистика. Все дело в "серых тиражах", которые выпускаются и отгружаются в магазины самими издательствами при помощи цепочек "фирм-однодневок". В этом случае обеспечена двойная выгода – не платятся не только налоги, но и гонорары писателям, которые получают отчисления с каждого изданного экземпляра книги. А раз по документам ничего не издано, то и отчислений никаких. На этом "погорели" многие мелкие издательства. Из крупных больше всего  скандалов вокруг того же "Эксмо" – в разные годы многие известные писатели (от Татьяны Устиновой и до Виктора Шендеровича) "выражали недоверие" издательству.

Сокращение книжного рынка происходит и по другим причинам. Согласно уже упоминавшемуся докладу Роспечати, рынок электронных книг в России в 2011 году вырос в два раза по сравнению с 2010 годом и составил 135 млн рублей (в течение трех последних лет рост составил в среднем 20% в год). И здесь тоже уже наблюдается монополизация рынка одним игроком. Основными продавцами электронных книг в России являются компании "Литрес" (54%) и "Аймобилко" (20%). При этом "Литрес" остается самым большим держателем пакета авторских прав на распространение русскоязычных книг в Рунете, а около 40% продаж электронных книг компании "Аймобилко" обеспечиваются за счет эксклюзивного контента, агрегируемого компанией "Литрес". При этом "Литрес" контролируется "Эксмо", а значит это издательство становится также лидером рынка электронного книгоиздания. По мнению экспертов, такой монополизм уже может быть опасен.

Сейчас издательствам приходится прилагать все большие усилия для вывода книг на рынок. В ход идут и публичные акции, и пиар в СМИ, и использование откровенно скандальных тем для раскрутки. Чего стоит, например, выпущенная "Эксмо" серия "Сталинист", куда вошли книги "Как Вождь спас СССР" и "Берия. Лучший менеджер XX века". Или уникальный издательский проект, фактически представляющий собой пособие по уходу от налогов и ведению нелегального бизнеса, — "Антиштраф 2012". По мнению читателей, изданная "Эксмо" книга учит, " как давать взятки инспекторам ГАИ". А тираж выпущенной этой весной книги "Корпорация "Подмосковье". О том, как разорили самую богатую область России" вообще был арестован по жалобе вице-губернатора Московской области Игоря Пархоменко, обвинившего "Эксмо" в клевете и оскорблении органов власти. Впрочем, издательству удалось замять конфликт.  Скандальность сопровождает и бизнес издательства. Анонсу покупки АСТ предшествовала  налоговая проверка в издательстве и предъявление ему существенных претензий в неуплате налогов.

Но главная опасность укрупнения издательств – это восстановление цензуры, когда судьбы поэтов и писателей становятся подвластны воле мелкого "чиновника от литературы", переместившегося из партийного кабинета в современный офис.

А ведь книг становится не просто меньше — они еще и дорожают. Если средняя отпускная цена книги в центральных издательствах в 2008 году составляла 189 руб., то в прошлом году — уже 245 руб., то есть за четыре года рост составил около 30%. "Это те деньги, которые россияне платят за зачастую низкокачественную, опасную литературу, подкармливая аппетиты обнаглевших издательств", – так описал свои впечатления от посещения книжного магазина один из участников литературного интернет-форума. Монополизация рынка, безусловно, только усилит эти негативные тенденции.

Виталий Емельянов

ИА Росбалт