Чтобы модернизировать «Почту России», громоздкую постсоветскую структуру с 42 000 офисов и 400 000 сотрудников, ее генеральный директор планирует масштабные инвестиции не менее «100 миллиардов рублей для новых сортировочных центров, обновление парка автомобилей и ИТ систем почтовых отделений», - заявил он Les Echos. Единственная проблема модернизации, с точки зрения Александра Киселева, генерального директора “Почты России, национальной государственной монополии - это отсутствие капитала.
«Если мы будем все финансировать из собственных средств, это займет десять лет. Если будет участие государства, процесс модернизации будет идти в два раза быстрее. Но модернизация инфраструктуры почтовой, в отличие от транспортной инфраструктуры, не всеми во власти воспринимается как приоритет», сетует он.
Потребности в этих инвестициях становятся все более актуальными, в связи с тем, что почтовому оператору стратегически необходимо воспользоваться бумом в области электронной коммерции и увеличить свое присутствие на рынке посылок. «Это колоссальный потенциал! Но, чтобы обеспечить качественный сервис, мы должны открыть по два новых сортировочных центров в год, около сорока во всей России», - настаивает Александр Киселев.
Еще три года назад, в Москве, на основном «почтовом центре» страны, все делалось вручную. С осени прошлого года здесь работает новый автоматизированный сортировочный центр, оборудованы итальянской Elsag Selex. Он обрабатывает до 2 млн. и 100 000 посылок ежедневно. Сроки доставки между двумя адресами в столице сократились с двух недель до трех-пяти дней. "Пока еще все равно слишком медленно", - признает Александр Киселев, это означает среднюю задержку в один день.
«Тормоз модернизации»
Другие планируемые изменения: перемещение «хабов» и разгрузка Москвы. Сейчас 70% писем и посылок проходят через Москву даже если, например, и отправитель, и получатель находятся в Сибири. Новый сортировочный центр был построен совместно с с Siemens в Санкт-Петербурге. Помимо двух столиц, на которые приходится 35% объема отправлений, еще четыре центра находятся в стадии строительства (в Кавминводах и Ростове-на-Дону на юге, в Екатеринбурге на Урале и в Сибири, в Новосибирске).
«Они делают огромную работу. Мы считаем, что дело движется...» - подтверждает Маэль Гаве, французский глава интернет-магазина Ozon, русского аналога Amazon. Тем не менее, лидер в области Интернет-коммерции в России в настоящее время использует почту только в 10% доставок.
“Почта России” заключила стратегический договор о партнерстве с Poste Italiane, по которому россияне получат консультации и техническую поддержку. В то же время Киселев говорит, что России ближе французская модель. "Мы считаем, что нам ближе французская модель, по которой, и в операционной деятельности, и в плане продаж, управление письмами и посылками разделены," - объясняет Александр Киселев. Развитие пакета услуг и диверсификация предложения в почтовых отделениях уже позволило «Почте России» выйти на безубыточность в последние три года (предприятие заработало 20 млн. евро в прошлом году).
Но в качестве социального сервиса «Почта» обязана содержать свою огромную сеть почтовых отделений (75% из них находятся за пределами городов, и почти все - убыточны) и инфраструктуру предоставления услуг для государственных нужд (выплату пенсий и пособий) «обуза нашей модернизации» - признает Александр Киселев.
Бенджамин Кенель (Benjamin Quenelle)
Источник: Les Echos, Франция