Целесообразность разработки стратегии, как заявляют ее авторы, определяется тем, что развитие средств массовой информации содействует развитию положительного имиджа, росту конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности республики, обеспечению информационной открытости органов государственной власти и местного самоуправления, а, следовательно, повышению качества жизни людей и решению значимых общественно-политических и социально-экономических проблем Кабардино-Балкарии.
Участники "круглого стола" связывают присутствие государства в СМИ с цензурой
Хатажуков: чем больше в СМИ присутствует государство, тем больше цензуры
Чем больше в СМИ присутствует государство, тем больше цензуры, а это противоречит духу Конституции России, которая является вполне демократичной, заявил в начале обсуждения Валерий Хатажуков, руководитель республиканского правозащитного центра, обративший внимание на название документа, в котором присутствует слово "государственные".
Хатажуков отметил, что в КБР 27 государственных СМИ, а их, по его мнению, "в принципе не должно быть" за небольшим исключением. Правозащитник считает, что одной-двух газет для публикации официальных документов достаточно, все остальные следует перевести на рыночные механизмы существования.
Гражданское общество – это общество, в котором полностью реализованы рыночные отношения, в свою очередь заявил ректор Кабардино-Балкарского института бизнеса Феликс Хараев.
"Если с этой точки зрения посмотреть, картина должна быть другая, чем предлагает стратегия", - считает Хараев.
По его мнению, идти надо от общего к частному: то есть, если думать о стратегии телевидения, то сначала надо было понять, каково телевидение в целом, и каким должно оно стать в перспективе.
Хараев отметил, что в стратегии много говорится о необходимости укрепления материально-технической базы именно государственного сектора СМИ.
"А другие сектора? Кто о них позаботится?", - задал вопрос участник встречи.
На его взгляд, следует ввести грантовую систему и для других СМИ.
Алоева: социально ориентированное телевидение работает на общественный интерес
Если государство укрепляет свои подведомственные СМИ, оно создает некий контроль и негласную цензуру, считает журналист Лариса Алоева.
Она отметила, что в России нет закона о телерадиовещании, закона, в котором бы точно определялось место собственности.
"Во многих медийных предприятиях, насколько мне известно, 49 процентов акций принадлежат акционерам. Но мы не знаем, кто эти акционеры. Они не публичны, не прозрачны, и поэтому мы не можем вменить им в вину, что то или иное телевидение, тот или иной орган печати не до конца отстаивает общественные интересы. 51 процент, конечно, принадлежит государству, но назвать это чисто государственным предприятием все же нельзя. И, тем не менее, они находятся в лоне государственного контроля, поэтому мнение, которое они представляют в эфире, во многом зависит от государственного чиновника, который диктует правила и условия игры", - подчеркнула Алоева.
По мнению журналистки, ситуацию мог бы изменить некий общественный договор между государством, обществом и медийным субъектом, и без этого СМИ будут опираться только на одну точку зрения, которая является приоритетной для того или иного государственного чиновника.
Алоева считает, что в стратегии имеет место подмена понятий. В частности, в документе говорится, что представляется концепция телевидения, при этом понятие "концепция" подменяется понятием "тема", так как перечисляются сегменты аудитории, заметила участница встречи.
"Социально ориентированное телевидение – это нечто другое. Это то, что работает на общественный интерес, а не занимается формированием именно ведомственной точки зрения", - отметила Лариса Алоева.
Она привела пример, когда один из телеканалов передал сообщение о строительстве стекольного завода в поселке Чегем. В информации речь шла об экономической выгоде такого строительства, но совершенно не затрагивался вопрос экологической безопасности. По мнению Алоевой, это пример однобокой подачи факта без учета интересов общественности.
Хоконов: государственные СМИ Кабардино-Балкарии не затрагивают проблемы, которые волнуют общество
Государственные СМИ Кабардино-Балкарии оторваны от народа, они не затрагивают проблемы, которые волнуют общество, считает профессор КБГУ, член Общественной палаты КБР Мурат Хоконов.
В частности, указал он, в республиканских государственных СМИ не затрагивается ситуация в правоохранительной сфере, проблемы, связанные с существованием в республике вооруженного подполья, в них нет аналитики, дискуссии.
"В стратегии ни слова не говорится о конституционных правах и свободах, в то время, когда в федеральном законе об этом есть. Это и определяет дух стратегии", - отметил Хоконов.
Он обратил внимание на один из пунктов целей и задач стратегии: создание позитивного образа КБР. Выполнение этого пункта государственными СМИ в условиях, когда 30 процентов населения республики пользуются Интернетом, может привести к обратному результату, считает Хоконов.
Хагарова: проект стратегии развития СМИ в республике широко обсуждался, и ряд пожеланий уже в нем учтены
Проект стратегии был размещен в средствах массовой информации республики, обсуждался на заседании Общественной палаты, по нему были внесены целый ряд предложений и замечаний, часть из которых впоследствии была учтена, сообщила заместитель председателя Госкомитета КБР по делам СМИ Джамиля Хагарова.
В настоящее время проект, по ее словам, проходит юридическую экспертизу в администрации главы КБР.
В окончательном варианте из названия стратегии удалено слово "государственные"
Хагарова отметила, что в окончательном варианте из названия проекта удалено слово "государственные". По ее словам, правы те, кто считает, что государство должно поддерживать все СМИ, выделяя гранты на конкурсной основе, и в республике будет разрабатываться также целевая программа по СМИ, где более подробно будет расписано положение о грантах.
"Однако если все государственные СМИ перевести на рыночные механизмы, многие из них просто не выживут. Между тем у каждого из них своя роль, и своя востребованность", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Джамиля Хагарова.
Она привела в пример газеты на национальных языках, которые необходимы для поддержания и развития этих языков. "Если их лишить бюджетных ассигнований, им просто не на что будет жить", - отмечает Хагарова.
Муниципальные газеты, по ее словам, нужны местным органам власти для публикации всех принимаемых ими нормативных актов.
"Мы обсуждали с редакторами вопрос перехода на автономное существование. Ни одна редакция не пожелала этого", - отметила чиновница.
Авторов стратегии больше волнует вопрос контента СМИ
Она подчеркнула также, что в стратегии нет ни слова о контроле и цензуре. Ее авторов больше волнует вопрос контента СМИ.
"Все остальное целиком и полностью зависит от главных редакторов и профессионализма журналистов. То, что делают СМИ, должно быть интересно людям. Что касается информации о власти, безусловно, аудиторию интересует, что делает власть, как она использует свои функции в плане социальной защиты населения. И СМИ об этом должны писать", - считает Джамиля Хагарова.
Комментируя заявления о том, что СМИ КБР слабо освещают проблемы экстремизма и терроризма, она отметила, что эта тема небезопасна для журналистов, которые никак не защищены, поэтому, чтобы не подвергать их риску, к освещению данной темы привлекаются федеральные журналисты.
"Нам присылают документальные фильмы по терроризму, сделанные на материале региона, и мы их демонстрируем по нашим каналам", - отметила собеседница корреспондента "Кавказского узла".
В Кабардино-Балкарии отсутствует публицисты
Отсутствие аналитики в местных СМИ зампредседателя Госкомитета объяснила тем, что среди журналистов республики отсутствуют публицисты.
Поясняя одну из главных задач стратегии, заключающейся в создании позитивного образа республики, Хагарова указала на то, что в СМИ много негативной информации, и "это влияет на умы и настроения аудитории". Она отметила, что "негатив надо разбавлять позитивом", тем более, что в республике много хорошего.
"Это нужно для того, чтобы к нам пришел турист, пришел инвестор", - подчеркнула Джамиля Хагарова, добавив, что в этом плане есть намерения использовать и блогосферу.
Из проекта стратегии развития СМИ в Кабардино-Балкарии
Согласно данным, опубликованным в проекте стратегии, в Кабардино-Балкарии зарегистрировано 107 печатных и электронных средств массовой информации всех форм собственности, в том числе 23 радио-, 10 телевизионных каналов и 74 печатных издания.
Из указанных СМИ государственными являются 26 масс-медиа: одна телерадиокомпания (государственное казенное учреждение "Вещательный телевизионный канал "Кабардино-Балкария"), шесть республиканских государственных газет ("Кабардино-Балкарская правда", "Официальная Кабардино-Балкария", "Адыгэпсалъэ", "Заман", "Советская молодежь", "Горянка"), 13 муниципальных газет ("Нальчик", "Баксанский вестник", "Баксан", "Лескенская газета", "Голос Чегема", "Вести Прохладного", "Маяк", "Терек", "Прохладненские известия", "Зольские вести", "Эльбрусские новости", "Майские новости", "Черекские вести"), три литературно-художественных журнала ("Литературная Кабардино-Балкария", "Ошхамахо", "Минги-Тау"), три детских журнала ("Солнышко", "Нур", "Нюр").
Фактически в республике функционирует лишь небольшая часть официально зарегистрированных негосударственных СМИ, в силу чего государственные средства массовой информации составляют значительную долю от общего числа всех деИзображениействующих в КБР СМИ, указывается в документе.
Число занятых в государственных средствах массовой информации - около 450 человек. Средний возраст редакторов - 59 лет, творческих работников - 46 лет.
Суммарный бюджет 2012 года республиканских печатных и электронных СМИ, подведомственных Государственному комитету Кабардино-Балкарской Республики по средствам массовой информации, составляет 169 млн рублей.
По результатам социологического опроса 2011 года, в котором приняли участие 500 жителей населенных пунктов КБР, ежедневно читают газеты 29,6% респондентов. Радиостанции КБР ежедневно слушают 21,4% опрошенных. Количество респондентов, получающих информацию о событиях в республике через телевидение, составляет 74,8%. Посредством сети Интернет новости республики узнают 32,1% респондентов.
Источник: Кавказский узел