Прежний книжный рынок развалили не издатели, а технический прогресс и несоответствие ему российской финансовой и правовой системы.
Помнится, некоторое время народ писал, что бумажная книга никуда не денется. Она уже делась. То, что кормило издателей все эти годы, перекочевало в интернет. Вспомните своих пожилых родственников: если им надо узнать, как укладывать бордюрчик на даче, они что -- книжку "Сделай сам" будут покупать? А ваши дети-школьники покупают "Сборники сочинений за 7-й класс"? Зачем, если все есть в интернете?
На практике это означает, что издательства лишились оборотных средств и вынуждены сокращать штат и урезать зарплаты. Профессионалы -- те, что были -- уходят в СМИ или в электронные проекты. Многие издательства просто накрылись медным тазом. А те, что остались на плаву, перебиваются с хлеба на квас -- в том числе и благодаря жуткому кадровому голоду. Нет толковых сотрудников -- издательство будет совершать ошибку за ошибкой. Кризис будет только усиливаться -- и в данной конкретной фирме, и вообще по индустрии.
Интеллектуальная публика в полном составе перекочевала в интернет и мало что покупает. Издатели с этим ничего не могут поделать: хоть как рекламируй книгу, но если она имеется на Либрусеке, то твоя реклама не повысит продаж -- она повысит количество скачиваний с пиратских сайтов. И выиграют с этого... пираты, которые очень неплохо наживаются на баннерах, размещенных на их ресурсах.
На плаву остаются следующие книги:
а) изначально рассчитанные на аудиторию, которая никогда не слышала слова "Либрусек". Сюда включается литература про месть Бешеного, "графинь в кринолинах с алыми губами", посевные календари, гороскопы, религиозные брошюрки для бабушек и т.п.
б) практические руководства, которые хочется пролистать перед покупкой. Читатель целенаправленно идет в магазин, подходит к нужной полке, -- скажем, с самоучителями по иностранным языкам, -- листает, выбирает, покупает.
в) книги, которые неудобно читать в электронном формате: кулинария, самоучители по игре на баяне и т.п.
г) подарочные книги,
д) некоторая часть детской литературы. Но и она в скором времени уйдет в формат планшетов. Собственно, уже уходит, т.к. детям больше нравятся интерактивные книги на iPad, чем на бумаге.
е) книги авторов, успевших раскрутиться до кризиса.
Если читатель все-таки захочет купить бумажную книгу и пойдет в магазин, то перед его глазами откроется следующая картина: вот рядом стоят книги Лукьяненко, Пехова и ваша... Давайте смотреть фактам в глаза -- у вас нет шансов выиграть в конкурентной борьбе. Это не зависит от качества вашего произведения. Просто Лукьяненко и Пехов начали раньше, научились писать быстрее и успели застолбить место на рынке в те времена, когда издатели могли хоть как-то продвигать своих авторов. А нынче в вашу раскрутку никто и доллара не вложит -- потому что этот доллар, как уже было сказано, осядет не у вас, не у издателя, а у пиратов.
Книжка ваша, выпущенная тиражом в 3000 экз., увы, не покажет нужных темпов продаж: слишком много конкурентов, слишком мало маркетинговых усилий (вернее их вообще нет и не будет). Продастся где-то 60% тиража, остальное выкинут. Если книжка хорошая, то пиратская версия будет набирать обороты: очень медленно, разумеется, так как сарафанное радио -- штука долгоиграющая. В любом случае, вы с этого не получите ни копейки. На что вы будете жить -- никого не волнует. Пишите в свободное от основной работы время.
Если очень повезет и если тема позволяет, то вас заметят киношники и по вашей книге снимут фильм. Но в связи с известными событиями в Москве пилеж кино-бюджетов сейчас крайне затруднен -- со всеми вытекающими.
Разговоры о том, что с пиратством надо покончить и создать что-то вроде российского Амазона, идут давно, а воз и ныне там. Не до того нынешним политикам. Проект этот -- изначально затратный, поэтому им никто и не занимается. А когда займется -- бог весть.
Так что выбор у писателя очень небольшой:
* либо уходи в народ, т.е. пиши для малообразованной и компьютерно-неподкованной публики;
* либо уходи в СМИ,
* либо начинай писать по-английски,
* либо пиши ради собственного удовольствия -- и ни на что не рассчитывай.
Это я все к тому, что рынок развалили не издатели, а сама жизнь. А издатели -- они ведь на стороне писателей: они тоже хотят публиковать книжки и зарабатывать.
Источник: avtoram-com.livejournal.com