Е-пресса и ё-мобиль имеют смутное настоящее и неопределённое будущее

Термины е-газета, е-журнал, е-книга уже прочно вошли в нашу лексику и даже немного раньше, чем термин «ё-мобиль». Первые родились как следствие естественного развития медиаотрасли, а второй продукт – как игра амбициозного ума миллиардера. Реальных денег, т.е. реальной доходности нет ни в отечественных е-изданиях, ни в ё-мобилях.

На днях вице-премьер А.Дворкович в Мюнхене предупредил Европу о том, что «цифра» может разрушить реальный мир, и чтобы этого не случилось, реальный мир и цифровой должны работать в тесном сотрудничестве. В переводе на русский это означает, что Интернет, если его не обуздать и не отрегулировать, может стать разрушительным оружием, направленным против современной цивилизации. 

Но это макростратегия, а в нашей реальной жизни что ё-мобиль, что «цифра» присутствуют весьма условно. А медиасообщество интересует главное – как выжить в условиях натиска е-потребления. С этим дело обстоит пока не очень хорошо, что у нас, что «у них». Хотя тенденция везде позитивная. Т.е. темпы роста потребления е-изданий растут, а доходность, влияющая на выживаемость медиабизнеса, весьма условная.

В Британии, например, в лидерах по е-доходам находится Infoma, которой «цифра» даёт 74% всех денежных поступлений, и Financial Times – почти половина её оплаченного тиража приходится на диджитал подписчиков. Но здесь же есть и аутсайдеры, например, Triniti Mirror (доход от диджитал составляет 5% от общих поступлений) и Johnston Press (4,9%). Похожие процессы наблюдаются в Германии, здесь печатные и онлайн-версии объединили такие газеты как Die Zeit, а также группв Welt. В изданиях группы контент теперь производится в первую очередь для онлайн-газет, а затем отбирается и перерабатывается для печатных версий. Но самую лучшую методику работы с медийными каналами разработала Financial Times Deutschland, где руководитель службы информации в сотрудничестве с начальниками отделов определяет, по каким коммуникационным каналам – в печатной версии, на сайте или в версии для мобильных устройств – и с какой приоритетностью будет распределяться информация.

Очевидно, что шеф службы информации стал одновременно и е-дистрибутором, и е-выпускающим редактором, и е-коммерческим директором. И в этой интеграции – примета времени.

Вчера в Домжуре прошёл круглый стол по проблемам создания цифровых киосков. Здесь было объявлено, что, к примеру, журнал «За рулём» в месяц распространяет 50 тысяч своих е-версий, но бесплатно, а Издательский дом «Санома Индепендент Медиа» продаёт несколько десятков тысяч своих е-журналов. Как говориться, процесс пошёл…

В нашей стране доходность от продажи е-изданий пока крайне низкая. И если общий рынок печатных СМИ в прошлом году составил 116 млрд. рублей, то продажа е-продуктов – всего 1,5 млрд. рублей. Всё-таки основная доходность остаётся в печатке, как бы энергично её ни пытались похоронить наши звёздные медиаэксперты. 

Показательно, что участились случаи перехода е-изданий в бумажную версию. Последний пример – из Мексики, где газета, которая выходила исключительно для интернет-аудитории с 2006 года, теперь издается и в печатном формате. Ещё один яркий пример. Известный миллиардер  Уоррен Баффет решил приобрести 63 газеты в США за 142 млн. долларов, не считая 445 млн. долларов, выделенных корпорацией Баффета в качестве кредитов и ссуд теперешнему владельцу этих газет на покрытие долгов. Я думаю, что это у Баффета не майское обострение! Поэтому все панические тексты о ближайшей «смерти» печатных СМИ, конечно, сильно преувеличены. 

Кстати, в вероятной кибервойне, когда противник может парализовать всю связь через Интернет, единственным и надёжным средством информирования населения остануться печатные СМИ, до которых добраться несравненно труднее, чем до цифрового рубильника.

Источник: Блог Александра Оськина в Живом Журнале (http://alexander-oskin.livejournal.com/57589.html)