Руководитель службы по связям с общественностью ООО «Межрегиональное агентство подписки» В.А.Дворянов выступил с докладом «Технология электронных коммуникаций с клиентом: опыт МАП». Успех любой технологии, подчеркнул он, зависит от количества людей, готовых оплатить её использование. По оценкам маркетологов, аудитория интернет-магазинов (цифровых киосков) на 60-70% состоит из женщин. Кроме того 84% этой аудитории представляют собой люди в возрасте от 21 года до 40 лет.Эта категория пользователей готова платить за покупки в Интернете. Однако именно они не намерены платить за электронный контент в «чистом» виде и проявляют сегодня несогласие с журналистскими интерпретациями новостей. Сложилась ситуация, в результате которой люди согласны потреблять новостной контент либо бесплатно, либо им нужны дополнительные бонусы.
Опыт работы интернет-магазина «vipishi.ru», заметил докладчик, свидетельствует, что главный интерес нашей аудитории – печатные СМИ, электронные версии печатной прессы находят очень мало покупателей. Нашими клиентами становятся люди готовые платить за лучшую, чем в почтовом отделении, технологию работы с населением.
О проблемах полиграфической отрасли рассказал в своём докладе «Развитие децентрализации печати газет и журналов на основе цифровых технологий как фактор улучшения распространения периодики» президент Межрегиональной ассоциации полиграфистов Б.А. Кузьмин. Наступление Интернета, разработка и внедрение цифровых технологий, активное развитие электронных носителей, снижение покупательской способности населения весьма болезненно сказываются на судьбе полиграфических предприятий, системе распространения традиционных печатных СМИ.
Созданные ещё в советские времена крупные пункты децентрализованной печати в современных условиях при падении тиражей стали неконкурентоспособны. В результате чего и они, и построенные в последние годы издательскими домами собственные типографии не имеют перспектив.
В этих условиях, сделал акцент докладчик, представляется, что основным направлением реформирования сложившейся системы распространения и доставки печатной продукции в масштабах страны может быть возврат к истокам её создания. Речь идёт о сохранении вектора эволюции данной системы – организация «точек печати» как результат дальнейшего развития децентрализации для реализации модели «издатель – распространитель – розничное звено» или даже «издатель – потребитель».
Увеличение пунктов печати, расширение их географии позволяет, как это уже было на определенном этапе в практике отечественной полиграфии, значительно повысить возможности системы распространения и доставки газетных, а в дальнейшем и журнальных изданий, решить основную задачу центральной прессы – её одновременную доставку читателю в день выхода по всей стране. По-прежнему весьма актуальной остаётся задача сохранения рынка печатной продукции с использованием цифровых технологий, в сотрудничестве издателей, дистрибуторов, подписных агентств и полиграфистов, подчеркнул Б.А. Кузьмин.
На заседании с презентацией системы интернет-статистики «СМИЛОГ» выступил её главный разработчик С.С. Гончаров. Он рассказал, как издатели цифрового контента, используя эту систему, могут точно определить портрет потребителя контента, составить представление о его новостных интересах, определить, насколько новости находятся в тренде, оптимизировать трудозатраты на подготовку контента, оценить перспективы развития контентных тем.
В русскоязычном Интернете используются системы статистики, которые рассматривают сайты с технической точки зрения: страницы, которые посещают пользователи, переходы, которые они совершают, время, на которое задерживаются на данной странице. Сайт рассматривается как отдельная страница, а не как составная часть Рунета. Система «СМИЛОГ» анализирует множество новостных ресурсов, опирается на статистику сайта и всей информационной среды.
Докладчик перечислил преимущества новой системы статистики. В их числе анализ соотношения издаваемого контента к читаемому, анализ статистики сайта в соотношении с общей статистикой интернет-проектов, анализ интересов пользователей, анализ совместных прочтений и другие.
С докладом «Концепция сети терминалов по заказу печатных СМИ» выступил советник президента компании АЙТЕКО В.В.Кузьмин. Основная цель при решении задачи создания сети таких терминалов заключается в увеличении числа клиентов.
Терминал, пояснил докладчик, представляет собой персональный компьютер с двумя мониторами (тачскринами) – один для покупателя, второй для киоскера. Покупатель выбирает из каталога интересующее издание или товар и оформляет заказ на него. Киоскер после оплаты товаров подтверждает это на своём мониторе. Терминал требует подключения к сети Интернет (защищенный сегмент сети терминалов).
Для реализации поставленной цели необходимо организовать сеть терминалов по заказу печатных СМИ и сопутствующих товаров, предоставлять терминалы в аренду сети киосков по распространению печатных изданий, использовать киоск как точку доставки заказанных печатных изданий и товаров. Заказ печатных СМИ (включая подписку на печатные издания) плюс заказ сопутствующих товаров интернет-магазинов производится через терминал, подключенный к сети Интернет из централизованного электронного каталога.
Коммерческий директор ООО «Да! Медиа» А.В.Сулейков осветил тему «Создание и распространение цифровых изданий». Докладчик отметил постоянно растущее число цифровых носителей, рассказал об их достоинствах и перспективах дальнейшего развития.
В качестве особенностей потребления он перечислил «журнальное» чтение (лежа на диване или сидя в кресле у телевизора), мобильность и интерактивность touch screen устройств и web приложений. Всё это создает новые возможности дизайна, упаковки и вещания редакционного контента и рекламы. Планшетные устройства, которые презентовал А.В.Сулейков, предоставляют возможность работать в offline режиме, просматривать видео, 3D-галереи, слушать динамический контент, работать с интерактивными картами и т.д.
На экране крупноформатного монитора А.В.Сулейков продемонстрировал на примере одного из отечественных издательских домов возможности планшетных устройств, специфику работы с приложениями и т.п.
Директор ООО «Предприятие «Роспечать» С.Е.Ченцов из Екатеринбурга призвал собравшихся помимо создания цифровых киосков больше заботы проявлять о традиционных киосках прессы. Он напомнил, что в последнее время практически повсеместно региональные власти ведут активное наступление на торговые объекты, торгующие газетами и журналами. При этом в Сочи и во Владивостоке с центральных улиц удаляются киоски печати под предлогом подготовки к международным мероприятиям. Возможно, сказал С.Е. Ченцов, что в Екатеринбурге будет проводиться «ЭКСПО-2020», и чиновники начнут разрушать существующую систему распространения периодики. Необходимо доводить до сведения властных структур, что сегодня объекты по распространению газет и журналов – это современные точки продаж, в работе которых используются передовые технологии. Надо стремиться к тому, чтобы киоски предоставляли потребителям целый комплекс услуг помимо продаж прессы и сопутствующих товаров, чтобы в них можно было ознакомиться с новостями с помощью технологии wi-fi и т.п.
Председатель правления АРПП А.В.Оськин полностью поддержал С.Е.Ченцова. Сообщил, что в настоящее время в АРПП идёт разработка концепции по развитию системы распространения прессы в нашей стране. В этой концепции будут содержаться положения о том, каким должен быть киоск прессы. По нашему убеждению, подчеркнул А.В.Оськин, это должен быть мультимедийный киоск, представляющий собой объект культуры, объект духовного обогащения, призванный стать важным звеном в информационном обмене между властями и гражданами, инструментом в кропотливой работе по возрождению интереса к чтению у населения.Кроме того, система распространения прессы в стране должна стать важным элементом системы информационной безопасности России.
В дискуссии приняли также участие главный редактор интернет-журнала «Планета СМИ» Е.О.Трушина, директор по технологиям и качеству ООО «Межрегиональное агентство подписки» А.Е.Гамурар, коммерческий директор ЗАО "Межрегиональный дистрибьютор прессы «МААРТ» А.С.Козин и другие.
Поводя итоги работы круглого стола, А.В.Оськин признал полезным состоявшийся обмен мнениями. Он процитировал слова вице-премьера А.В.Дворковича, озвученные на недавней конференции в Мюнхене, о том, что «цифра» может разрушить реальный мир, если не найти оптимальных механизмов взаимодействия «цифры» и реального мира. В этом контексте, продолжил А.В.Оськин, оптимизация функционирования цифрового киоска может стать надёжным каналом связи между издателями и потребителями информации. Было бы очень важно наладить взаимодействие между издателями, работающими с «цифрой», и всей системой дистрибуции электронного контента. АРПП готова оказать содействие всем заинтересованным сторонам в плодотворном сотрудничестве в этой сфере на площадке Ассоциации.
Пресс-служба АРПП