Премьер будет контролировать иностранные инвестиции в СМИ

Судьбу иностранных инвестиций в популярные интернет-сервисы и любые печатные СМИ будет решать премьер-министр Дмитрий Медведев — такова цель законопроекта, одобренного комитетом по собственности Госдумы. Пока такие ограничения касаются только теле- и радиовещания и прессы с тиражом свыше 1 млн экземпляров

Депутаты думского комитета по собственности предлагают расширить список компаний, имеющих для России стратегическое значение, и включить в него интернет-компании, оказывающие социально значимые услуги, все печатные издания (независимо от тиража), типографии и теле- и радиовещательные компании. Это следует из текста законопроекта о внесении поправок в закон об иностранных инвестициях и заключения комитета Госдумы по вопросам собственности.

Законопроект был внесен в Госдуму еще депутатами Думы прежнего созыва — Анатолием Губкиным, Андреем Скочем, Олегом Лебедевым, Мартином Шаккумом и Михаилом Бабичем. Но работа над документом возобновилась лишь недавно, и в середине мая комитет по собственности, возглавляемый депутатом от КПРФ Сергеем Гавриловым, рекомендовал поправки к принятию в первом чтении.

Цель этой инициативы — установить стратегический статус для крупных интернет-компаний (количество пользователей — не менее 20 млн в месяц в течение полугода), иностранные инвестиции в которые сейчас не регулируются никаким законом, объяснил «Ведомостям» один из авторов документа, Анатолий Губкин. По его словам, речь идет не о блокировании иностранных инвестиций, а всего лишь о регулировании этого процесса. В случае с печатными СМИ порог тиража (сейчас стратегическими считаются издательства СМИ с тиражом свыше 1 млн экземпляров. — «Ведомости») предложено снять потому, что в стране уже почти не осталось таких крупных изданий, добавляет Губкин. Правда, директор по рекламе ИД «Комсомольская правда» Владислав Гемст считает иначе: «С ходу можно назвать газеты «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», телегиды «Антенна» и «Телепрограмма», газету «Жизнь».

Закон об иностранных инвестициях устанавливает специальную процедуру для таких инвестиций в стратегические компании, покупка более чем 10% их голосующих акций возможна лишь с разрешения правительственной комиссии по иностранным инвестициям и Федеральной антимонопольной службы (ФАС), говорит адвокат «Юков, Хренов и партнеры» Дмитрий Лобачев. Такие разрешения могут потребоваться и при размещении компаний на иностранных биржах, добавляет Лобачев. Нарушение закона может повлечь серьезные проблемы для компании, как это произошло недавно с Vimpelcom Ltd (см. врез). Комиссией по закону руководит премьер-министр, поэтому Владимир Путин передаст эти полномочия Дмитрию Медведеву, уточнил в разговоре с «Ведомостями» пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Под социально значимыми услугами подразумеваются поиск информации в интернете, электронная почта, сервисы по загрузке, хранению и просмотру аудио и видео, справочные сервисы, файлообменники и «иные коммуникационные услуги в сети интернет», говорится в пояснительной записке к законопроекту. Под это описание попадают крупнейшие интернет-компании — «Яндекс», Mail.ru Group, «В контакте». С ограничениями этого закона, если поправки будут приняты, могла бы столкнуться и социальная сеть «В контакте», если бы решила разместить акции на бирже или среди иностранных инвесторов. Кроме того, разрешение властей потребуется даже российскому инвестору, совершающему сделку через офшорную компанию. Например, ограничения коснулись бы и нынешнего размещения акций медиахолдинга РБК , если бы сделки оформлялись на офшоры. Законопроект затрагивает и интересы стратегических инвесторов в этих отраслях. Например, у «Яндекса» остаются крупные иностранные собственники — фонды Baring Vostok Capital Partners (BVCP, 19,1% голосов) и Tiger Global (16,7%). Новый законопроект усложнит для фондов выход из этих активов в случае, если покупателем будет выступать иностранное лицо. Но близкий к акционерам «Яндекса» источник говорит, что «Яндекс» уже попадает под действие закона об иностранных инвестициях как компания, использующая в работе криптографию (для сервиса «Яндекс.Деньги»).

Представитель Mail.ru Group вчера отказался от комментариев. Представитель «Яндекса» сообщил лишь, что компания пока изучает законопроект.

Попадание в список стратегических — дополнительный риск, хоть и небольшой, для медийных компаний, особенно тех, которые собираются размещаться на иностранных биржах или проводить сделки с зарубежными инвесторами, говорит аналитик «Уралсиба» Константин Белов. Дополнительной инвестиционной привлекательности это не добавляет — сейчас у всех на слуху история с Vimpelcom, акции которой рухнули на 16,3% после решения российского регулятора. Закон специально сформулирован таким образом, что даже если состав акционеров меняется не у самой стратегической компании, а у ее материнской компании за рубежом, сделку все равно нужно согласовывать с правительственной комиссией, объясняет партнер «Нерр» Илья Рачков: «Конечно, еcть вероятность, что российские власти об этом изменении могут не узнать, но если узнают, то вправе не признавать все последующие действия “дочек”, расположенных в России, в том числе различные сделки или выплату дивидендов».

Законопроект в тренде: в последнее время участились законодательные инициативы, направленные на усиление государственного контроля в интернете, говорит аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Ирина Левова. У нее складывается впечатление, что отдельные депутаты делают все возможное, чтобы интернет-бизнесом в России было заниматься сложно и невыгодно. Любые ограничения в области медиа, культуры и языка не приведут ни к чему, кроме изоляции от капитала, считает вице-президент Российской гильдии периодической печати Василий Гатов.

Законопроект, усиливающий контроль государства за иностранными инвестициями в СМИ и интернет-компании, был инициирован администрацией президента, она же и «притормозила» в прошлом году его принятие, рассказал «Ведомостям» осведомленный парламентарий. Однако сотрудник администрации президента уверяет, что Кремль не имеет отношения к этой инициативе и перспективы ее пока не ясны.

Анастасия Голицына, Наталья Костенко

Источник: Ведомости