Собравшиеся в Мраморном зале Центрального Дома журналиста обсудили как общемировые тенденции развития рынка цифрового контента, так и более предметные вопросы, например — создание приложений для планшетов и анализ контента в электронных СМИ.
Выступавший первым президент АРПП Дмитрий Мартынов представил обширный доклад, посвященный общим тенденциям развития сегмента цифрового контента. По его словам, под влиянием интернет-технологий в последние годы произошли кардинальные изменения привычек медиапотребления среди населения, что привело к необходимости пересмотра традиционной издательской и дистрибуторской бизнес-моделей.
Диаграмма 1
Согласно представленным данным, российский рынок цифрового контента сегодня составляет около 1% от общемирового. При этом объем рынка так называемого «легкого» цифрового контента (без учета видео) в 2011 году составил около $300 млн., и по прогнозам к 2016 году он увеличится до $800 млн.
Что касается российского рынка, то в нашей стране этот сегмент только набирает обороты, его нынешний рост находится в пределах 50-70%. При этом доля нелегального цифрового контента в России по-прежнему составляет более 75%, в связи с чем цифровая дистрибуция уступает обычной почти в двадцать раз.
Если брать суммарный рынок мобильного и интернет-контента, то потребители большое внимание уделяют скачиванию программного обеспечения (34% рынка платного контента). Следом идут игры (14%), музыка и рингтоны (26%). На медиа, электронные и аудиокниги приходиться около 14%. Причем, несмотря на небольшой процент в общей доле, этот сегмент является растущим.
Диаграмма 2
По словам Мартынова, начиная с 2008 года количество зарегистрированных в России печатных СМИ неуклонно снижается, тогда как рост количества электронных СМИ за этот период составил две тысячи (в 2008 г. —20 тыс.; в 2011 — почти 22 тыс.) «Электронные СМИ продолжат наращивать свое влияние. В связи с развитием Интернета были созданы тысячи сетевых газет и журналов, теоретически доступных любому пользователю Сети», — подчеркнул Мартынов.
Большинство ведущих российских издателей взяли курс на реализацию «стратегии 360 градусов», которая нацелена на охват всех возможных медийных носителей. На сегодняшний день более 1300 издателей на российском рынке уже имеют цифровые версии своих изданий для планшетов. По словам докладчика, за последние годы были созданы тысячи сетевых изданий, и сегодня в легальном доступе в цифровом формате находится около 200 тыс. наименований журналов, газет и книг. По прогнозам, 90% существующего в России контента будет оцифровано в электронный формат в ближайшие два-три года. Даже не смотря на то, что главный вопрос деятельности любого коммерческого СМИ — монетизация контента — до сих пор так и не решен.
Согласно представленным докладчиком данным, средний возраст наиболее активных потребителей цифрового контента составляет 12-24 года — 92% данной аудитории предпочитают скачивать информацию в цифровом виде. 76% людей в возрасте 25-44 года используют социальные медиа, скачивают игры и видео в Интернете. Люди же старшего поколения реже используют современные цифровые технологии (только 25% людей в возрасте старше 45 лет пользуются цифровыми ресурсами).
Отдельно остановился Мартынов на рассмотрении бизнес-моделей цифровой дистрибуции. Так, крупнейшими по объемам продаж распространителями цифрового контента в мире являются универсальные магазины мобильных приложений (AppStore, Android Market и др.). Основными участниками российского рынка дистрибуции цифрового контента также являются операторы мобильной связи, предлагающие доступ к каталогам цифрового контента в качестве дополнительного сервиса для клиентов («Омлет.ру», «Трава.ру », «Забава» и др.). Цифровой издательский контент широко представлен в специализированных интернет-магазинах, реализующих электронные книги: Amazon.com, «ЛитРес», «Аймобилко», Ozon.ru, «Лабиринт», Read.ru и др. Активно развивается и сегмент продаж электронных версий периодических изданий для мобильных телефонов, букридеров, планшетников. На российском и западных рынках уже работают несколько сервисов, заключивших договора с издательствами и предлагающих пользователям за небольшую плату цифровые версии газет и журналов. Есть глобальные игроки, такие как американская Zinio, или канадская NewspaperDirect, работающие на рынке цифровой дистрибуции более десяти лет; есть цифровые киоски прессы, работающие в пределах нескольких стран — Orbyt (Испания), К ioskoymas (Испания), SmiZona . com (Украина, Польша, Россия) и др.; есть российские порталы, предлагающие подписку на электронные журналы и газеты ( Vipishi . ru , «Пресса.ру», Subcribe.ru). Однако, по словам докладчика, их финансовые результаты на сегодня являются «чрезвычайно малой величиной».
К ключевым факторам успеха цифровой дистрибуции Мартынов отнес:
— Эффективное программное обеспечение для чтения электронного контента совместимое с основными операционными системами, которое должно контролировать процесс купли-продажи и позволять потребителю читать контент на любом типе устройства.
— Защиту контента от пиратства.
— Интерактивность контента, который должен содержать большое количество видео-, аудио- и 3D-материалов.
«Издательский контент постепенно превращается в одно из приложений для носителей цифровой информации. Цифровые каналы дистрибуции прессы пока не могут составить конкуренцию традиционным каналам распространения. При этом цифровые каналы распространения лидируют по темпам развития. Не стал исключением и рынок распространения печатной прессы. Объемы продаж цифровых версий журналов и газет за прошедший 2011 год удвоились. Главные преимущества цифровых каналов распространения издательского контента — услуга предоставляется быстро, дешевле, чем в офф-лайне и максимально удобно. Перспективы развития цифровых каналов дистрибуции издательского контента связаны с развитием рынка планшетных компьютеров и мобильных устройств для чтения, и построения успешных бизнес-моделей монетизации СМИ», — сделал выводы в заключении своего выступления президент АРПП.
***
Коммуникациям с клиентами в мире цифры посвятил свое выступления Владимир Дворянов, руководитель службы по связям с общественностью «Межрегионального агентства подписки», которое уже несколько лет развивает интернет-магазин Vipishi.ru.
«Успех любой технологии — в количестве людей, готовых оплатить ее использование. Желаемая аудитория интернет-магазинов на 60-70% состоит из женщин, из которых 84% — люди в возрасте от 21 до 40 лет. Именно они готовы платить за покупки в Интернете, и именно эта аудитория не готова платить за электронный контент в чистом виде», — указал Дворянов, объяснив данный феномен тем, что пресса перестает быть для читателей стопроцентно достоверным источником информации. Следовательно, потреблять новостной контент люди готовы либо бесплатно, либо — в качестве дополнительных бонусов, например, в виде приложения к смартфону. По словам докладчика, данная тенденция уже сегодня хорошо прослеживается на российском рынке. Главными игроками в сегменте электронного контента в нашей стране являются такие широко известные порталы как «Интегрум», «Медиалогия» и «Паблик.ру», предлагающие пользователю не чистый контент, а доступ к обработанной базе СМИ.
«За что могли бы заплатить подписчики цифрового киоска прессы? — задался вопросом Владимир Дворянов. — Таким продуктом могут стать дайджесты прессы из банка данных подписного агентства. Перспективна и технология предоставления подписчику доступа к базе данных с аналитикой, позволяющая отследить “точку входа” новости на информационный рынок».
Диаграмма 3
Интересы подписчиков Vipishi.ru
***
«Мне очень отрадно, что в последние годы проблемы полиграфии в медиасфере не поднимаются. Если в прошлом только ленивый не ругал полиграфию, то сейчас — полная тишина. Но с другой стороны — это и печально, так как подтверждает слова о скорой смерти печатных СМИ. Складывается впечатление что мы, полиграфисты, как говорил Пушкин, “смерть примем от коня своего”», — с такой невеселой ноты начал свое выступление Борис Кузьмин, президент Межрегиональной ассоциации полиграфистов.
По его словам сейчас вся мировая полиграфия ступила в фазу системного кризиса, одна из причин которого — растущая конкуренция с электронными СМИ, которые имеют хорошие перспективы, а темпы развития этого рынка во многом обгоняют развитие традиционной прессы.
Как указал Кузьмин, вся существующая система распространения периодической печати в России свои истоки берет из системы децентрализации печати, сложившейся еще в советские времена. «Благодаря ей в 70-х годах система доставки газет и журналов по стране работала очень быстро и слажено. Практически во всех регионах были созданы мощные издателько-полиграфические предприятия, которые обеспечивали выпуск печати на местах. А вслед за ними формировалась и система распространения. Каждый гражданин СССР к утреннему кофе получал свежую газету», — рассказал президент МАП, отметив, что за последние десятилетия эта слаженная система, под влиянием рыночных процессов, претерпела значительные изменения. В частности, неудовлетворенные качеством печати на местах издатели начали создавать в регионах собственные полиграфические комплексы.
Рисунок 4
Однако они не только не улучшили систему распространения, но и не расширили рамки децентрализованной печати, потому созданы были в тех же региональных центрах, где уже существовали полиграфические предприятия. По мнению докладчика, основным направлением реформирования сложившейся системы распространения и доставки печатной продукции в масштабах страны может быть возврат к истокам ее создания — организации «точек печати» на местах. Такая стратегия могла бы стать залогом реализации в дальнейшем модели «издатель — распространитель — розничное звено» или даже «издатель — потребитель».
«Увеличение пунктов печати, расширение их географии позволяет, как это уже было на определенном этапе в практике отечественной полиграфии, значительно повысить возможности системы распространения и доставки газетных, а в дальнейшем и журнальных изданий, решить основную задачу центральной прессы — ее одновременную доставку читателю в день выхода по всей стране. Реализация данного направления реформирования создает, как следствие, новые конкурентные возможности для периодических изданий по отношению к электронным медиа», — заключил Борис Кузьмин.
Рисунок 5
Модель реформирования системы распространения и доставки печатной продукции с использованием «точек печати» на местах
***
Виктор Кузьмин, советник президента компании «Айтеко»,рассказал собравшимся о возможности создания сети терминалов по заказу печатных СМИ на примере уже существующей системы в сфере банковского обслуживания физических лиц. По его словам для увеличения числа розничных покупателей печатных СМИ можно организовать сеть терминалов по заказу газет, журналов и сопутствующих товаров, которые в дальнейшем могли бы быть предоставлены в аренду заинтересованным киосковым сетям. Таким образом, торговые точки выступали бы в роли мест доставки заказов, а киоскер — в роли консультанта, помогающего потенциальному покупателю оформить в их терминале. При этом оплата товаров, газет и журналов могла бы производиться как через кассовый аппарат, так и через приемник терминала. Терминал в данном случае должен представлять собой персональный компьютер с двумя мониторами (touch screen) — по одному для покупателя и киоскера.
Такая система продаж имеет, по мнению Кузьмина, неоспоримые преимущества для потребителя.
Во-первых — удобное расположение терминалов в киосках. У покупателя появляется возможность оформить заказ или подписку в привычном месте покупки печати.
Во-вторых — удобство работы с терминалами за счет простоты интерфейса.
В-третьих — консультационная поддержка работников киосков по выбору печатного издания и оформлению подписки на него.
В-четвертых — простота и быстрота оплаты подписки, которая производится непосредственно в киоске.
И в-пятых — возможность ответственного хранения товаров в киоске в течение месяца.
Используя такую схему работы, киоски не только увеличат выручку за счет предоставления простых дополнительных услуг уже существующим клиентам, но и увеличат число постоянных покупателей за счет внедрения новых сервисов.
***
Вопросу создания и распространения цифровых изданий посвятил свое выступления Андрей Сулейков, коммерческий директор ООО «Да!Медиа». Кратко представив основные направления работы компании, он указал, что «Да!Медиа» специализируется на технологиях и решениях в области Digital Publishing и Digital Marketing. На сегодняшний день клиентами компании являются около 40 крупных издателей, причем не только из России.
«Рост цифровых носителей в России идет быстрыми темпами, а их обладатели — качественная аудитория, которая, как минимум, прошла ценовой фильтр, ведь само по себе устройство стоит не самых маленьких денег», — указал Сулейков, давая небольшую справку по сегменту цифровых СМИ и устройств для их чтения.
Диаграмма 6
«У планшета масса преимуществ перед другими устройствами. В отличие от ноутбука, его можно взять с собой на диван и смотреть лежа, а в отличие от смартфона он имеет довольно большой экран, что намного комфортней для чтения. Еще один важный плюс — мобильность и интерактивность touch screen устройств и web-приложений. Все это создает новые возможности дизайна, упаковки и вещания редакционного контента и рекламы», — указал представитель «Да!Медиа».
По словам спикера, сегодня свои версии для планшетов имеет уже абсолютное большинство ведущих издателей в мире. Что касается России, то свои версии для этих устройств имеет уже более 35 издательских домов, а ежемесячный объем всех скачиваемых изданий в совокупности составляет более 250 000. «Конечно, это не Бог весть какие цифры, которое не идут ни в какое сравнение с принтом, но — здесь прослеживается очень хорошая динамика. Ежемесячный прирост составляет порядка 15%. Рынок активно развивается, хотя до сих пор больших денег на нем никто не заработал. Компаний, находящихся со своими цифровыми версиями на уровне окупаемости себестоимости, пока можно пересчитать по пальцам одной руки» — подчеркнул Сулейков, отметив, что большинство из них рассматривают данный период развития цифрового контента как инвестиционный.
Есть на российском рынке изданий для планшетов и свои лидеры — сегодня безоговорочным лидером здесь является цифровая версия журнала «За рулем». Количество его скачиваний на сегодняшний день превысило уже 50 000. Однако, как указал докладчик, пока издание предлагает свою iPad -версию читателям на бесплатной основе.
***
Прошли в рамках круглого стола и две презентации.
Открыла заседание презентация недавно вышедшей книги «Российский рынок прессы. 1991-2011». Ее авторы — президент АРПП Дмитрий Мартынов и председатель правления АРПП Александр Оськин — рассказали об издании, отметив, что через год не исключен выход дополненного варианта книги.
А в заключении работы круглого стола, в рамках своего доклада, Сергей Гончаров, главный разработчик системы интернет-статистики «СМИЛОГ», представил собравшимся портал Smilog.ru, который позволяет электронным СМИ вести статистику читательских предпочтений. «Smilog.ru, в отличие от существующих в Интернете систем, анализирует содержание портала, а пользователей рассматривает как читателей, а не как “набор кликов”», — указал Гончаров. В настоящее время система работает в бесплатном для СМИ режиме, однако уже в сентябре этого года станет платной.
Александра Вознесенская
Фото: Константин Акопян