И все бы ничего, ведь торговая сеть — коммерческое предприятие, и вольна работать с тем товаром, какой сама сочтет нужным, если бы не одно но… Причиной вывода популярного издания из ассортимента стали отнюдь не показатели продаж, а публикация им рекламы конкурирующих торговых сетей.
В марте этого года популярный отечественный телегид «7 дней» (ИД «Семь дней») разместил на четвертой полосе обложки рекламу сети «Перекресток». Обычное дело… Журнал был отпечатан и отправлен на реализацию. В том числе — в торговые сети. И вдруг сообщение — компания «О’Кей» в срочном порядке выводит всю поставку журнала из своих магазинов. Причина — по внутренним правилам сети, с ее прилавков не может продаваться печатная продукция, размещающая на своих обложках рекламу конкурентов. Более того — менеджеры компании объявили поставщику штраф, сумма которого зависит от количества магазинов, где был снят с продаж данный журнал.
Но что мог сделать поставщик, по сути — посредник между издателем и торговой сетью? Он, как известно, никакого отношения к деятельности издательства, и уж тем более к его редакционной и коммерческой политике, не имеет. И собственно, порой даже не знает, что будет опубликовано в текущем номере издания-партнера. А даже если бы и знал — не будет же он диктовать редакции что ей размещать на своих полосах, а что нет.
Однако менеджеров «О’Кей» эти доводы не убедили. Компания вывела тираж выпуска из ассортимента, и выставила поставщику штраф — более 55 000 руб. Поставщик, естественно, транслировал их издателю, указывая на требования сети — если хотите работать с нами дальше, не публикуйте рекламу конкурентов.
«Произошла, на мой взгляд, абсурдная ситуация», — комментирует порталу PlanetaSMI.RU Елена Каякина, директор по распространению ИД «Семь дней». — «Сеть не только отказалась продавать выпуск нашего журнала в Москве и Санкт-Петербурге, но и потребовала штраф, за якобы случившееся нарушение. Только непонятно, за нарушение чего? В компании объявляют, что штраф состоит из недополученной ею прибыли, связанной со снятием с продаж еженедельника».
В издательстве «Семь дней» отреагировали на подобные заявления, как и следовало ожидать, жестко. По словам Каякиной, никакие штрафы издательство платить не будет, просто потому что ничего не нарушало — ведь у издателя нет договорных отношений с торговыми сетями, только с компанией, которая поставляет журнал в сеть «О’Кей».
«В итоге сеть сняла нас с продаж, и журнала “7 дней” до сих пор в ней нет. С нашей стороны никаких потерь не произошло, просто потому, что за довольно короткий срок мы перераспределили тираж по другим каналам. Отсутствие “7 дней” на полках магазинов “О’Кей” — это проблема сети, которую она не знает, как решить, ведь ее требования к нам совершенно не обоснованы. Однако позиция издательства останется неизменной — мы имеем право размещать на своих страницах за деньги любую рекламу. И при этом мы не нарушаем никаких пунктов договора в области распространения. Если “О’Кей” обратиться к нам с просьбой разместить их рекламу на обложке журнала, мы ее, естественно, разместим, а выпуск точно также будет продаваться в других сетях. Ограничений здесь нет, и быть не может. Другое дело, что сеть имеет право отказаться от любого товара, если не хочет его продавать», — рассказывает Елена Каякина. — «Неприятно только то, что люди, которые привыкли покупать журнал в магазинах “О’Кей”, теперь лишились этой возможности. Страдает, в первую очередь, читатель, который привык приобретать журнал в определенном месте, и теперь вынужден менять свои привычки. Надеюсь, что со временем ситуация уладится, и наши читатели снова смогут покупать журнал там, где делали это раньше».
В беседе с PlanetaSMI.RU представитель «Семи дней» подтвердила, что ситуация с «О’Кей» — практически единичный случай для российского рынка.
Стоит отметить, что «7 дней» — не единственный журнал, на деятельность которого оказала влияние политика работы сети «О’Кей». Похожий случай произошел и с еще одним крупным российским телегидом — «Теленеделя», правда, в данном случае задействована только московская сеть бренда «О’Кей».
Как рассказал PlanetaSMI.RU руководителя службы дистрибуции издания Роман Боголепов, «О’Кей» обратилась в издание с просьбой не делать поставки, в случае, если на обложке «Теленедели» будет стоять реклама конкурентов сети: «Мы решили не идти на конфликт и удовлетворили просьбу, поэтому как таковой проблемы с “О’Кей” у нас нет. Те номера, в которых на обложке идет реклама конкурентов, мы в сеть пока не поставляем. Конфликта нет, но есть непонимание с нашей стороны, почему идет ограничение? Ведь реклама тех же “Пятерочек” или “Виктории” публикуется во многих массовых изданиях, и ничто не мешает “О’Кей” делать тоже самое».
«Я понимаю их желание ограничить конкурентов, но в наше время это сделать невозможно. Конечно, для них потеря дохода от продажи прессы ничего не значит, но и плюса от этого тоже никакого нет. Ведь ограничивая наше распространение в своем супермаркете, они никоим образом не мешают миллионам наших читателей увидеть рекламу их конкурента», — добавил собеседник PlanetaSMI.RU.
В самой сети «О’Кей» наличие конфликтной ситуации с ИД «Семь дней» подтверждают. «Проблема одна и большая — они печатают на обложке рекламу наших прямых конкурентов, и отказаться от этого не могут», — указал в разговоре с PlanetaSMI.RU Алексей Рашковский, менеджер по закупкам отдела «Мультимедиа-полиграфия» сети магазинов «О’Кей».
По его словам, с другими московскими и питерскими телегидами спорный вопрос давно успешно решен: «У нас есть негласное соглашение с другими телегидами о том, что бы на их обложках не была напечатана реклама других сетей. Представьте — вы идете по нашему магазину и видите журнал, на котором написано, что колбаса в магазине другой сети на два рубля дешевле. Это просто не корректно. И покупатель этого не поймет».
«Мы попросили “7 дней” прекратить размещение такой рекламы и готовы вернуть журнал на полки. Ведь речь не идет о полном отказе от размещения рекламы других компаний. Речь идет только о внешней обложке, которая сразу же видна. Ну зачем “О’Кей” рекламировать другие сети? По внутренним правилам компании это неприемлемо. А для издателя вопрос здесь очень простой — нужно просто посчитать, что важнее: потерять продажи в нашей сети, или эту же рекламу перенести во внутреннюю часть журнала», — указал Рашковский, добавив: «“7 дней” — мягко говоря, далеко не самый последний телегид в нашей стране, поэтому он должен присутствовать на полках магазинов. Однако, в сложившейся ситуации внутренняя политика компании этого не позволяет сделать. По просьбе нашего поставщика мы подняли данный вопрос внутри организации, но пока ответа на него от руководства не получили. Необходимо понимать, что все это — просто несостыковка внутренних политик наших компаний».
«Факт вмешательства ритейла в редакционную политику СМИ является не просто скандальным, но и политическим. Он выходит в правовое поле, так как сеть нарушает закон РФ о СМИ», — так прокомментировал ситуацию интернет-журналу PlanetaSMI.RU председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукцииАлександр Оськин. По его словам, изъять издание из продаж или ограничить его распространение можно только по решению суда.
«В данном случае сеть способствует не только проявлению нездоровой конкуренции на рынке СМИ, но и ограничивает конституционные права граждан на свободный доступ к информации. Можно также сказать, что ритейл в данном случае занялся цензурированием СМИ, что уже грозит уголовной статьей», — добавил Оськин.
Евгения Трушина
Источник: PlanetaSMI.RU