Магазинам в Москве предоставят возможность выкладывать товар за витрины

Формат розничной торговли в столице изменится в 2013 году. Мэрия разрабатывает комплекс мер, позволяющих магазинам выкладывать свою продукцию за витрины в специализированные лотки. В первую очередь речь идет о сезонной торговле овощами и фруктами, однако не исключено, что в дальнейшем новые правила распространятся и на другие виды товаров повседневного спроса. Об этом «Известиям» рассказал замруководителя столичного департамента торговли и услуг Никита Кузнецов. 

Торговля с лотков при стационарных магазинах сейчас широко распространена в Европе и США. Как пояснил чиновник, при внедрении нового формата на рынок столичной розничной торговли могут быть взяты нормы, действующие в Берлине. Там, к примеру, выкладка товаров разрешается в пределах 1,5 м от витрины магазина, при этом за размещение взимается арендная плата. В зависимости от удаленности от центра города арендные ставки варьируются от €30 до €39 за 1 кв. м в год. Обяжут ли платить аренду  столичных предпринимателей, власти пока думают.

— Идея бесплатности меня отпугивает. Потому что предприниматели могут начать сдавать эти дополнительные площади в аренду. Если говорить об арендных ставках того же Берлина, то для Москвы это даже дешево. У нас она вполне может быть выше. Над четкими механизмами мы сейчас думаем, — сказал Кузнецов.

Эксперты отметили, что «уличный» формат крупной рознице вряд ли будет интересен. По словам Дмитрия Потапенко, управляющего партнера Management Development Group (сети магазинов «Гастрономчикъ» и «Продэко»), крупные ритейлеры и так обязаны «обслуживать 5-метровую зону вокруг магазина». При этом арендные ставки для сетевого ритейла в среднем варьируются от $800 за 1 кв. м до $1,4 тыс. в зонах у метро и $29 тыс. в аэропортах (для сравнения: Wallmart арендует помещения за $50 за 1 кв. м.). В существующих условиях взимание дополнительной арендной платы с крупной розницы вряд ли можно считать стимулом для развития, добавил Потапенко. 

Исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский придерживается аналогичной позиции. По его словам, прибыль для крупных ритейлеров от лотков будет практически незаметной. Те же фрукты лучше сохраняются в кондиционируемом зале, отметил эксперт.

— Лучше предоставить лотки для фермеров. Это может быть формат ярмарки выходного дня: никаких перекупщиков, продукция должна быть выращена на собственном огороде, а нестационарные точки надо разместить так, чтобы они не мешали проходу покупателей, — предложил Белоновский.

Владлен Максимов, вице-президент НП «Опора России», считает, что новый формат в первую очередь может дать толчок для развития мелкорозничной торговли. При этом связываться с субарендаторами в этом случае магазинам «нет смысла, так как сразу могут возникнуть вопросы конкуренции и контроля над правильностью размещения лотка».

— В крупных магазинах много места внутри и для овощного отдела, и для продавца в нем. Так что лотки имеет смысл ставить у мелких и средних стационарных торговых точек. Мелкий магазин, продающий товар с лотка по низким ценам, мог бы заработать до 50% к обычной выручке, а средний, думаю, мог бы увеличить свою прибыль на 10–15%, — добавил Максимов.

По неофициальным данным, среднегодовая выручка мелкорозничных магазинов составляет от 10 до 30 млн рублей. В целом же, как отметил Кузнецов, «мелкая розница, если ее нормально отрегулировать, может давать очень весомые поступления в бюджет». Так, к примеру, по договорам, заключенным в 2011 году, город к 2014 году планирует получить  от мелкой розницы около 2 млрд рублей.

Источник: Izvestia.ru