Непечатный Интернет против печатного слова

По последней статистике, в России уже 70 миллионов человек имеют доступ к Интернету. Одновременно с этим в обществе наблюдается вполне определённая идеализация интернет-пространства и особенно блогосферы и социальных сетей. Здесь вам и приятельская тусовка, и высокосознательное гражданское общество, все газеты, журналы и книги, радио, телевидение и, страшно сказать, Twitter Уго Чавеса с тремя миллионами подписчиков – наши политики могли бы позавидовать этому рекорду. 

Интернет-эйфория иногда напоминает массовую эпидемию, когда самые, казалось бы, трезвые и прагматичные аналитики начинают идеализировать интернет-среду, связывая с ней не только развитие человеческой цивилизации, но и все инструменты достижения человеческого счастья и справедливости. Какой-то интернет-большевизм и даже интернет-пассионарность, которые, как мне кажется, весьма далеки от реальности. Хотя уже появились трезвые голоса, видящие в социальных сетях реальную ограниченность, в которой человек часто замыкается в информационном коконе себе подобных и теряет доступ к альтернативным взглядам и мнениям. По сути, появляются своеобразные виртуальные «берлинские стены», ограждающие человека от возможности корректировать свою модель поведения как в виртуальном пространстве, так и в реальной жизни.

В числе здравомыслящих экспертов, говорящих и пишущих о влиянии Интернета на общество – профессор Российской экономической школы Рубен Ениколопов. В своём докладе, недавно прочитанном в Политехническом музее и частично опубликованном  на Slon.ru, он, в частности, упоминает Евгения Морозова, диссидента из Белоруссии, утверждающего, что Интернет сам по себе – это обоюдоострый меч, который может использоваться не только протестным движением, но и авторитарным режимом для подавления протестов. Цитирует Р.Ениколопов и Касса Санстайнта, подчеркивающего, что в Интернете люди разбегаются по своим блогам и все живут как бы в информационном коконе. Говоря о роли соцсетей в организации коллективных протестных действий, автор доклада приводит пример Ирана, в котором состоялась зелёная революция через Twitter. А также Египта, где блогер Ваел Гоним, создавший  самую популярную страницу в Facebook для организации протестов, написал книгу «Революция 2.0», в которой утверждал, что без соцсетей революции в его стране не было бы. Примером влияния соцсетей на традиционные политические процессы может служить Движение чаепития (Tea Party Movement) в США, которое во многом самоорганизовалось именно через социальные сети. Но главный вывод Р.Ениколопова заключается в том, что влияние Интернета на политику изучено крайне мало, а соцсети – это слабые социальные связи, недостаточные для реальной организации людей, и активность в соцсетях может играть какую-то роль, если она жёстко связана с оффлайн-активностью. 

На фоне начавшихся противоречивых явлений в Интернете очень любопытные процессы происходят и в сфере печатных СМИ. Последний яркий пример – выход в свет журнала с реальными запахами. Как пишет mmr.ua, британский журнал о садоводстве Gardners' World выпустил номер с применением популярного принципа «потри и понюхай», чтобы привлечь внимание читателей. Вместе с обложкой с запахом лаванды номер также содержит вкладыш с дополнительными запахами: листьев помидоров, фиалки и «загадочный запах», который читатели должны определить сами.

Какой бы ни была привлекательной виртуальная реальность, человеку нужны материальные вещи, которые он мог бы пощупать, понюхать, попробовать на вкус. Печатная продукция стала предлагать потребителю не только интерактивные механизмы с помощью QR-кодов и выхода в интернет-магазины, но и всякого рода развлекательные механизмы, аудио- и видеовклейки, игры и т.д. Журнал, построенный по принципу «потри и понюхай» в этом ряду не самый продвинутый, но для женской аудитории – весьма привлекательный.

В информационном коконе долго не проживёшь, надо пить, есть, ходить в туалет, одеваться и обуваться, заниматься сексом и, наконец, иметь друзей, коллег, единомышленников. И это общение никакая «матрица» не заменит. Интернет-фанатизм применительно к идеализации социальных сетей и блогосферы отражает очередную веру в чудо. Но виртуального чуда в очередной раз может не случиться - глаза утомятся, химеры исчезнут и, устало потянувшись возле надоевшего экрана, человек возьмёт в руку материальный предмет, например, журнал для мужчин, потрёт какую-то из фотографий и почувствует приятный запах, на который не способен пока кусок железа и пластика с минеральными добавками.

Источник: Блог Александра Оськина в Живом Журнале (http://alexander-oskin.livejournal.com